В то время как напряженность между Украиной и Россией достигла своего пика, министр иностранных дел Молдовы Нику Попеску подает сигналы в другом направлении и продолжает сохранять примирительный настрой в отношении Москвы. Анализ подготовлен Кристиной Мельник, экспертом по постсоветскому пространству и младшим научным сотрудником Центра китайско-российских исследований ISPRI Румынской академии.
Попав в российскую ловушку различения между российскими войсками, находящимися на территории Российской Федерации, и войсками, находящимися в Москве, во время своего визита в страну, Мельник заявила, что российское правительство не заинтересовано в российских войсках. Молдова (так называемое различие между так называемой Оперативной группой российских войск — ОРВ и «миротворческими войсками») — см. здесь — недавно, на этот раз с трибуны ОБСЕ, она не только повторила московское различие, но и сделала еще один шаг к легитимизации российского дискурса по замороженному конфликту: она предлагает в речи ОБСЕ политическое решение конфликта, прежде чем военное (вывод российских войск и боеприпасов).
Министр иностранных дел в Кишиневе посылает, мягко говоря, странные сигналы не только Украине (или Грузии), но и международному сообществу. Осознает он это или нет, но заявление или предположение о том, что Молдова поддержит политическое решение приднестровского конфликта перед военным, является ничем иным, как согласием Молдовы на сценарий «минских соглашений», что как раз и предусмотрено для Украины — политическое решение (выборы в Донбассе и особый статус для региона) перед военным решением (контроль Киевом российско-украинской границы). Именно поэтому Киев отвергает его и пытается изменить или (по крайней мере) переинтерпретировать.
Признанная ошибка прощается наполовину. Но повторный? Как мы были удивлены и сообщили здесь, во время своего визита в Москву министр иностранных дел Молдовы выступил не за полный вывод российских войск с территории Российской Федерации, а за полный вывод российской армии: Модлова, но только за частичный вывод российских войск из приднестровского региона, имея в виду строго российскую оперативную группу войск (ОРГВ), а не военных в составе миротворческой миссии, хотя различие между ними на местах только теоретическое, эти контингенты являются и «миротворцами», и частью ОРГВ.
То, что казалось промахом, им не оказалось, и Нику Попеску подтвердил это в своем выступлении на 28-м заседании Совета министров ОБСЕ, состоявшемся 2-3 декабря в Стокгольме. Здесь Республика Молдова голосом своего министра иностранных дел вновь призвала к выводу только GOTR, проводя четкое различие между ними и «миротворческими войсками» в Приднестровье, которые в действительности неотличимы друг от друга.
В то время как кишиневская пресса в очередной раз злорадствует по поводу выступления министра Попеску, без какого-либо анализа текста, суть выступления молдавского высшего дипломата, в котором изложена стратегия Кишинева по урегулированию приднестровского конфликта, непонятным образом игнорируется в СМИ, поскольку последствия могут быть тревожными для будущего Республики Молдова.
Поэтому тот факт, что министр иностранных дел Попоеску использует различие между ГОТР и «миротворческими войсками» в Москве и в Стокгольме, означает, что отныне это будет официальной речью Кишинева.