Как пандемия объединила ультраправых, антивакцинаторов и создателей теорий заговора: случай Сербии
Пандемия изменила мир, в котором мы живем, повлияв на нашу жизнь и привычки. Изменения заметны во всех сферах жизни общества, и каждая из них повлияла на политические тенденции и наоборот. С одной стороны, пандемия привлекла внимание к науке, медицине и технологиям. Но с другой стороны, она также вывела на чистую воду сторонников теорий заговора и тех, кто не верит в прогресс медицины и науки. Пандемия также привела к росту активности ультраправых, которые присоединились к движению против вакцинации и теоретикам заговора. Как это явление проявилось в Сербии, было проанализировано в исследовании под названием «Потенциальные генераторы правого экстремизма во время пандемии Ковид-19».
Крайне правые процветают в мутных водах теорий заговора
Люди, выступающие против вакцин, не разделяют автоматически ультраправую идеологию, но они являются тем контингентом, из которого экстремисты могут вербовать новых последователей. Сегодня в Сербии действуют около 30 экстремистских групп, насчитывающих около 5 000 членов, а деятельность других подобных групп была запрещена за разжигание расовой, религиозной и национальной ненависти. С начала пандемии Ковид-19 антивакцинисты и ультраправые нашли общий элемент в теориях заговора, которые устраивают обе группы, поскольку вызывают чувство страха.
В прошлом году в Сербии произошел инцидент в центре для иммигрантов в Белграде, когда член ультраправой группы «Левиафан» врезался на своем автомобиле в приемную. Страх, который толкает людей в объятия ультраправых групп, является плодом различных теорий заговора об иммигрантах и их расселении в Европе. Еще один важный вывод исследования заключается в том, что во время пандемии возросла активность ультраправых в интернете как единственно возможного способа действия, и что распространение ультраправых все больше представлено музыкой «белой силы». В Сербии есть несколько групп, которые культивируют нацизм на глазах у властей, которые ничего не могут с этим поделать.
Неожиданным результатом опроса стало то, что четверть респондентов заявили, что поддерживают действия ультраправых групп. Сегодняшние экстремистские организации гораздо более умело используют демократическую систему, представляя себя в качестве альтернативы и все чаще вступая в борьбу с мейнстримной политикой. В настоящее время в Сербии нет ни одной ультраправой группы, которая могла бы получить достаточную поддержку, чтобы быть избранной в парламент или другие государственные учреждения. Их власть ограничена, но их действия становятся все более заметными.
В ходе исследования также изучалось отношение граждан к иммигрантам. Более трети респондентов негативно относятся к иммигрантам, даже если они не имели с ними контактов, а каждый пятый респондент заявил, что национальная идентичность сербов находится под угрозой из-за иммигрантов. Если в 2016 году основной группой, ставшей объектом социального дистанцирования, были ЛГБТ, то теперь эту позицию заняли иммигранты: треть сербов заявили, что не хотели бы жить в одной стране с иммигрантами, согласно данным Комиссара по вопросам равенства.
Например, в прошлом году в Белграде прошло несколько акций экстремистских групп по запугиванию иммигрантов, а во время одной из акций протеста экстремистская организация «Народный патруль» призвала своих сторонников «очистить» парки от иммигрантов. Та же группа подошла к иммигрантам в центре Белграда, сказав им, что им «запрещено двигаться» и что у них «будут проблемы», если кто-то нападет на «сербских женщин и мужчин». Такие митинги не были запрещены, хотя Закон Сербии «О публичных собраниях» не разрешает такие собрания и предусматривает серьезные штрафы для организаторов и участников мероприятий, разжигающих расовую, национальную или религиозную ненависть и нетерпимость.
В поисках поддержки населения: терпимость правительства к ультраправым
Хотя более полумиллиона человек бежали в Сербию во время войн 1990-х годов, сегодня до 75% сербских граждан негативно относятся к иммигрантам с Ближнего Востока и Африки, согласно данным Фонда «Открытое общество «2020 Такое непонимание, которое граждане Сербии проявляют к иммигрантам, может быть следствием распространения теорий заговора, а создание атмосферы нетерпимости к любому иностранному элементу может быть связано с ксенофобской политикой некоторых политических лидеров. Власти Сербии не проявляют достаточной политической воли, чтобы заниматься такой политикой, поскольку в сербском правительстве есть люди, роль которых заключается в обращении к националистической части электората, которая также нуждается в удовлетворении.
Президент Сербии Александр Вучич также говорил об усилении ультраправых в Сербии, а в обращении к гражданам по случаю формирования нового правительства Сербии в прошлом году он несколько раз повторил, что «насилие против иммигрантов не будет допущено в Сербии». […] Не будет такого, чтобы кто-то в этой стране, будь то группа народной защиты, патруль или что-то еще, когда-либо нападал на иммигрантов или кого-либо еще», — сказал Вучич.
Таким образом, президент и нынешнее правительство Сербии контролируют как про-, так и антииммигрантские нарративы, охватывая весь спектр электората.
Смешение ультраправых и теоретиков заговора было заметно на мероприятии в Белграде, где граждане без защитных масок собрались, чтобы выразить протест против новых ограничительных мер, принятых в связи с ростом числа случаев заражения новым коронавирусом. Некоторые из участников несли транспаранты с надписью «Мы не сдаемся» и с сербским флагом над картой Косово, другие несли послания против иммигрантов, «ковидского террора» или вакцинации. Выступавшие на акции протеста отрицали существование коронавируса, подчеркивали опасность вакцинации, чипирования и сетей 5G, а также говорили о защите сербской национальной идентичности.
О том, что это явление не ограничивается Сербией, свидетельствуют и связи ультраправых на международном уровне: на недавнем мероприятии в Италии под названием La Nostra Europa присутствовали представители правых организаций из Болгарии, Италии, Испании, Германии и Сербии.
Одним из участников мероприятия был лидер «Сербских правых» — группы, возникшей в 2017 году как объединение и возглавляемой Мишей Вацичем, бывшим лидером правого движения «Наши 1389». Сербские правые имеют тесные связи с правящей партией президента Сербии Александра Вучича. На учредительном собрании этой экстремистской организации присутствовали высокопоставленные чиновники правящей партии, а ее лидер был официально трудоустроен в государственном управлении по делам Косово и Метохии. В Риме обсуждалось сотрудничество по общим вопросам, таким как COVID-19, иммигранты и все более активная пропаганда нападок на семейные ценности, сказал Миша Вацич.
Официальные учреждения в Сербии не обращают внимания на действия экстремистских организаций и ничего не делают для предотвращения возможных актов насилия, в которых они могут быть замешаны. Если в будущем такие организации получат поддержку СМИ или правительства, можно ожидать, что они будут становиться все более и более влиятельными.
Источник: veridica.ro
Комментарии закрыты.