ЛЛОЙД: Россия никогда не отказывалась от своих амбиций восстановить контроль

282

Россия пытается вернуть себе влияние в своей бывшей восточноевропейской империи, распространяя фейки и используя средства влияния на оппонентов, считает журналист Financial Times Джон Ллойд. Бывший московский корреспондент рассказал Veridica о том, как Москва пытается достичь своих внешнеполитических целей с помощью пропаганды.

V: Насколько велико влияние России в Восточной Европе сегодня?

Джон Ллойд: Думаю, оно значительно. Например, у россиян сейчас очень большая база в Праге, в Чехии. Они очень активны там, где имели полный контроль во времена Советского Союза.

Я считаю, что Россия никогда не отказывалась от своих амбиций восстановить контроль, но другими способами. Раньше контроль был военным и политическим, теперь же с одной стороны используются ложные новости, с другой — торговля влиянием и средства влияния на людей. Пример тому — президент Чехии Милош Земан, который очень привязан к России.

Он не единственный, кто испытывает такие чувства, но у него отчетливый голос. Есть и другие, кто считает, что Россия — это сила, которую нужно использовать, если не любить.

Однако они также столкнулись с большим сопротивлением, особенно со стороны таких стран, как Польша, и, по крайней мере, в некоторой степени, таких как Румыния. Недоверие этих стран к России уходит корнями в память о том, что происходило во время Второй мировой войны и даже раньше, и особенно из-за той роли, которую Советский Союз сыграл во время холодной войны.

Воспоминания болезненны. И как бы Россия ни старалась, ее действия будут ограничены ими.

V: Каковы основные цели России в этом регионе и в какой степени ложные новости и пропаганда помогают достижению целей политической повестки дня Москвы?

Джон Ллойд: Сложно говорить о фейковых новостях, если начать с них. Потому что фейковые новости используют все государства. И здесь речь идет и о странах Западной Европы, и о США, и о других. Они включены в эти нарративы, которые являются ложными и иногда успешно продвигаются в социальных сетях и даже в обычных, то есть на телевидении, а иногда и в газетах и ​​журналах.

У них есть «Россия сегодня», канал, который, я думаю, не имеет большого влияния, но это, безусловно, голос, который каждый день слышат. Он сообщает новости так, чтобы это служило интересам России.

Это не значит, что новости плохие. Некоторые репортажи канала действительно хороши, но их авторы всегда в какой-то момент обращаются к интересу, который заложен в этих материалах.

Например, когда пять лет назад над Украиной был сбит малайзийский самолет, RT сразу же взял подхватил кремлевский нарратив. Фактически, было несколько посвященных данной теме нарративов, в том числе таких, в которых говорилось, что ЦРУ сбило самолет, или что под креслом была заложена бомба, и так далее.

В них было что угодно, только не правда: ракету, сбившую самолет, запустило российское военное подразделение. Но доказательства ясно показали, что это была российская часть. В то кризисное для России с точки зрения доверия и авторитета время, RT клялся в своей объективности, но при этом просто-напросто излагал ложь Кремля.

V: Если бы мы сравнили расходы России на пропаганду и суммы, которые тратит ЕС на ее развенчание, каким было бы соотношение?

Джон Ллойд: Точных цифр я не знаю, но думаю, что Россия тратит больше. Понятно, что дезинформация важнее для России, чем борьба с ней для ЕС.

Возможно, ЕС считает, что она не имеет большого значения, что люди пропаганде не поверят. Или, если они поверят, то в малой степени. Фактически многие верят этим нарративам, и не обязательно потому, что они пророссийские, а потому, что, как я сказал ранее, они довольно убедительно построены.

Так что да, я думаю, что нужно приложить немного больше усилий, чтобы избавиться от таких ложных новостей.

(…)

В: Чего нам ожидать от России в краткосрочной перспективе, учитывая, что Москва очень раздражена запуском Крымской платформы?

Джон Ллойд: Когда дело доходит до Крыма, русские очень чувствительны. С моей точки зрения, они просто украли территорию другого государства. Проблема здесь в том, что те, кто возглавляют Россию, не считают Украину отдельным государством.

Мы считаем, что Хрущев совершил большую ошибку, отдав Крым Украине, когда был главой государства. Это правда, что в Крыму большинство населения — русскоязычные. Полагаю, многие из них хотели бы быть частью России, а не Украины, даже по той простой причине, что Украина — более бедная страна и там гораздо больший экономический хаос, чем в России.

В России дела обстоят не так хорошо. И это их раздражает. Они понимают, что это слабое место. Не думаю, что кто-то пойдет на войну из-за этого, но им не нравится, когда им напоминают, что это было ограбление.

Публикуется в сокращении. Полный текст на www.veridica.ro

Pentru mai multe informații abonează-te la canalul nostru de TELEGRAM

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.