Внешняя политика Молдовы: между „взаимоподключением” с Румынией и „достижением баланса” с Россией

206

Молдавская дипломатия демонстрирует динамику и сплочённость в отношении ряда внешнеполитических приоритетов. Помимо ускорения европейской интеграции за счёт координации и синхронизации повесток дня президента Майи Санду и Партии действия и солидарности (ПДС) в правительстве и парламенте, Республика Молдова (Молдова) демонстрирует решимость углублять отношения с Румынией, а параллельно с этим – оздоравливать диалог с Москвой. Хотя отношения с ЕС несут с собой многочисленные политические и экономические выгоды, к наиболее ощутимым последствиям для внутриполитической стабильности в Молдове может привести умное налаживание отношений с Румынией (непосредственным соседом) и Россией (соседом геополитическим).

Несмотря на преобладание раздельного подхода, конечная цель Молдовы состоит в том, чтобы наполнить двусторонние отношения содержанием (Румыния), либо устранить источники раздражения (Россия). Это объясняется тем, что правящая ПДС владеет абсолютным парламентским большинством и контролирует власть в стране. Из-за этого она не ощущает какой-либо угрозы для себя, и, следовательно, у неё отсутствуют мотивы для эксплуатирования геополитической обстановки и риторики с целью удержания власти в стране. Эта особенность повышает беспристрастность подхода к двум основным государствам – Румынии и России – имеющим рычаги и стратегические интересы, позволяющие влиять на ситуацию в Молдове. Однако такой способ взаимодействия с двумя этими странами не только рационален, но и злободневен. Молдове приходится иметь дело одновременно со многими ограничениями, а „взаимоподключение” с Румынией и „достижение баланса” с Россией могут обеспечить пространство для манёвра и материальные ресурсы для более эффективного реагирования на три кризиса, связанных с пандемией, восстановлением экономики и повышением цен в энергетическом секторе. Особенно в условиях кризиса, как и другие страны с чрезмерной зависимостью от внешних факторов, Молдова обязана не только укреплять уже имеющиеся дружеские отношения и искать новых друзей, но и избегать ухудшения проблемных отношений. Ещё более обязательным к исполнению это правило становится с учётом потенциала искусственных кризисов, которые могут быть спровоцированы текущими структурными зависимостями Молдовы от России в энергетическом секторе или в сфере управления приднестровским конфликтом.

Помимо благотворных последствий „взаимоподключения” с Румынией для населения Молдовы, этот же процесс способен помочь в сокращении уязвимостей перед Россией. Фактически, благодаря улучшению наземной и энергетической инфраструктуры с Румынией, могут вырасти товаропотоки в направлении/из остальной части Евросоюза, что, в свою очередь, приведёт к естественному „достижению баланса” в отношениях с Россией. Оба этих процесса позволят Молдове проводить более самостоятельную внешнюю политику, одновременно более прочно завязанную на ЕС и более последовательную в отношении Москвы. Главный вопрос, витающий над этими позитивными сценариями, заключается в геополитических интересах России. По сложившейся традиции, она не отказывается от своих сфер влияния на постсоветском пространстве: ни добровольно, ни в результате внешнего принуждения.

„Взаимоподключение” с Румынией: повышение скорости и больше содержания

Одни из наиболее динамичных отношений, после отношений с ЕС, связывают Молдову с Румынией. Последняя приходит в себя после недавнего политического кризиса (октябрь–ноябрь 2021 года), увенчавшегося возвращением к власти социал-демократов, которые в 2015–2018 годах поддерживали олигархический режим в Молдове. Новая правящая в Румынии коалиция включает в себя Национал-либеральную партию (НЛП) и социал-демократов (СДП), а также малочисленный Демократический союз венгров Румынии (ДСВР), в общей сложности – 318 мандатов из 466. НЛП и СДП договорились о том, как им поделить пост премьер-министра: до парламентских выборов 2024 года эта должность будет принадлежать каждой из партий по 18 месяцев (EuroNews, ноябрь 2021 г.). Хотя правящие коалиции в Румынии зачастую оказываются неустойчивыми, Администрация президента и Министерство иностранных дел этой страны обеспечивают предсказуемость и преемственность молдавско-румынского политического диалога. Тем не менее, для того, чтобы Румыния могла вносить существенный вклад в двустороннее сотрудничество, ей необходимо дееспособное правительство, которое в настоящее время обеспечивается политическим браком между НЛП, СДП и ДСВР.

(…)

Достижение баланса в отношениях с Россией без многовекторной внешней политики

Не озвучивая каких-либо намерений проводить многовекторную внешнюю политику, проевропейские власти в Кишинёве выражают желание восстановить отношения с российской стороной. Намерения властей объясняются внутримолдавскими политическими реалиями. В политическом плане молдавская общественность всё ещё способствует сохранению значимости политических сил страны, находящихся под российским влиянием. По этой причине отношениями с Россией нельзя просто пренебречь, это возможно только в том случае, если власти готовы понести соответствующие политические издержки, которые могут негативно сказаться на сплочённости общества и на динамике „геополитического голосования”. Кроме того, с экономической точки зрения, в результате российских торговых ограничений коммерческие отношения с Россией сократились в 4 раза: с 36% – в 2004 году, до 9% – в 2020 году (См. ниже Таблицу 2). Эта проблема искусственна, и её можно будет решить, если российский рынок вновь откроется для молдавских производителей, которые за прошедшие годы повысили свою конкурентоспособность, чтобы выйти на более требовательные рынки, чем российский.

Источник: https://www.ipn.md

Pentru mai multe informații abonează-te la canalul nostru de TELEGRAM

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.