Российский кризис 2.0: Просьбы Украины, обращённые к Западу, против новых сценариев Москвы
Анализ от Диониса Ченуша
Сосредоточение российских войск на границах Украины, в сочетании с российско-белорусскими военными учениями и сотнями нарушений режима прекращения огня администрациями сепаратистских территорий Украины (ОБСЕ, февраль 2022 г.), держит Киев в состоянии максимальной готовности. Опасения Украины имеют под собой почву даже после того, как российский лидер Владимир Путин подписал документы о признании двух украинских сепаратистских регионов – Донецкого и Луганского (РБК, февраль 2022 г.). В политико-дипломатическом, военном и финансовом плане Запад позиционирует себя на стороне Украины. В то же время прилагаются усилия для возвращения России за стол переговоров, призванные предотвратить начала полномасштабной войны между Россией и Украиной. Отказ Москвы согласиться на мирные варианты преодоления кризиса указывает на её сугубо враждебные намерения в отношении своего соседа.
Среди сценариев, которые Россия намеревалась реализовать в Украине, выделялись несколько. Во-первых, российская сторона выступала за возобновление реализации Минских соглашений с целью „федерализации” Украины. Путин желал использовать вмешательство Франции и Германии для оказания давления на Киев. Поскольку этот сценарий окончился провалом, Россия приняла решение воспользоваться „косовским прецедентом” для обоснования признания независимости сепаратистских регионов. Для этого уже имелся положительный результат голосования в Госдуме, а российская пропаганда активно муссировала абсолютно ложный нарратив о так называемом „геноциде” (Kremlin, февраль 2022 г.), якобы совершённый в отношении русскоязычных жителей сепаратистских регионов (где более 700 тысяч человек уже получили российское гражданство).
Именно на основе этого сценария, исходя из предложений членов Совета безопасности России, возглавляемого Владимиром Путиным (Kremlin.ru, февраль 2022 г.), последний принял решение признать независимость сепаратистских регионов. Другие широко обсуждавшиеся сценарии, такие как осуществление проекта „Новороссия” путём объедения Донбасса, Крыма и приднестровского региона (находящегося в Молдове) с российской территорией, были отвергнуты. Такой сценарий оказался бы крайне затратным для России. Россия могла бы пожертвовать даже косовским прецедентом в том случае, если бы блок НАТО закрыл свои двери перед Украиной, согласившись на сценарий её „финляндизации”. В случае любого из сценариев, помимо блокирования расширения НАТО, Москве нужна „федерализация” Украины и получение рычагов для влияния на Киев через сепаратистские режимы Донбасса.
Признание независимости сепаратистских регионов или „косовский сценарий”, который становится основным для Кремля. Этот сценарий позволит России усложнить Украине вступление в НАТО. Ведь продвигать среди стран НАТО идею единогласной поддержки присоединения Украины будет гораздо сложнее, даже если Киеву удастся выполнить условия для вступления. Этот же сценарий может быть использован Россией для формирования нового контекста переговоров между Украиной и сепаратистскими регионами, который пришёл бы на смену Минским соглашениям. Тем самым исчезла бы основная причина дальнейшего сохранения санкций со стороны Евросоюза, в настоящее время связанных с выполнением Москвой этих соглашений.
(…)
Вместо заключения…
Просьбы Украины необходимо принять во внимание в срочном порядке. Несомненно, введение санкций против России является необходимостью, продиктованной её действиями. Поэтапное введение санкций должно начаться с тех областей, где имеются убедительные доказательства. Даже если западные санкции, похоже, не пугают Россию, их введение имеет символическое значение для украинской стороны. В то же время, санкции следует распространить и на „косовский сценарий”, они должны предусматривать наказания для российских властей и компаний, причастных к признанию сепаратистских режимов. Ведь этот сценарий нарушает Минские соглашения (и вместе с тем их отменяет), международные договоры и превращает в традицию опасные прецеденты силового изменения границ в Европе. Также необходимо изыскать доступные для Украины финансовые ресурсы на ближайшие месяцы, хотя бы до тех пор, пока сохраняется риск вторжения, а российский кризис приобретает новые формы. Международная конференция, посвящённая Украине, стала бы подходящим шагом в этом направлении. Не в последнюю очередь, НАТО и ЕС способны разработать евроатлантические гарантии для Украины, черпающие вдохновение в турецко-азербайджанских договорённостях.
Эскалации российского кризиса удастся избежать только в том случае, если просьбы Киева будут услышаны в западных столицах. У коллективного Запада есть необходимые инструменты, чтобы наказать Россию как превентивно, так и постфактум, предоставив Украине требуемую финансовую помощь и пакет гарантий безопасности. Санкционная политика Запада должна быть срочно распространена в отношении признания независимости сепаратистских регионов. Российский кризис должен быть разрешён не за счёт Украины, а путём сотрудничества между Украиной и Западом.
Читай весь анализ ТУТ
Комментарии закрыты.