Технология распознавания лиц как оружие в войне в Украине
Помощь правительствам – или угроза для граждан?
Война России против Украины кажется такой жестоко-архаичной, пришедшей из прошлого века: длительные осады городов, горы искореженного железа, мирные жители, страдающий от голода, жажды, насилия оккупантов. Но в чем-то эта война очень современная. Впервые в истории в ней применяется технология распознавания лиц.
Журналист газеты «Вашингтон Поуст» Дрю Гарвелл уже давно ведет расследования касательно одной американской компании.
«Мы узнали о том, что Clearview AI работает в Украине, – сказал Гарвелл в интервью «Голосу Америки». — Clearview – это компания, о которой я уже давно пишу. Это одна из самых известных и самых противоречивых компаний по созданию технологий распознавания лиц. Они работают с американской полицией, с местными и федеральными органами, они помогали расследовать захват Капитолия 6-го января 2021-го года. Когда я узнал, что они работают в Украине – мне захотелось узнать больше».
В распоряжении Clearview AI находится огромная база данных фотографий лиц миллионов людей со всего мира.
«Clearview AI – это поисковик для лиц. Как “Гугл”, только вместо слов или текста вы загружаете фотографию того, чью личность вам нужно распознать, — рассказал в интервью «Голосу Америки» президент компании Хуан Тот-Тат. — Наш поисковик сравнивает фото, которое вы загрузили, только с теми фотографиями, которые есть в открытом доступе на сайтах и в соцсетях. Мы не пользуемся для сравнения никакими личными, секретными фотографиями».
Вскоре после начала войны в Украине компания предложила свои услуги украинскому правительству – по словам представителя Clearview, совершенно бесплатно.
«В Национальной полиции Украины эту технологию используют более пяти отделов. Распознавание лиц — это полезный инструмент, и он отлично работает” – сказал в интервью “Голосу Америки” Леонид Тимченко, представитель Национальной полиции Украины.
Технологию используют для установления личностей погибших и взятых в плен военнослужащих, нарушителей закона, мародеров, для документирования военных преступлений, для воссоединения семей беженцев, потерявших друг друга. А также для борьбы с российской дезинформацией. Украинские военные идентифицируют личности погибших российских солдат – и сообщают их родственникам в России.
«В первые месяцы войны родственники российских солдат говорили: “Вы лжете, наш сын находится на учениях, он не воюет ни на какой войне в Украине”. В таких случаях технология Clearview является самой подходящей для того, чтобы рассказать правду россиянам, родственникам погибших солдат», – рассказывает Леонид Тимченко.
Самой подходящей – и достаточно противоречивой. Во-первых, всегда существует опасность, что личность погибшего идентифицирована неверно.
«Clearview утверждает, что точность идентификации – 99%, – говорит Дрю Гарвелл. — В это сложно поверить. Такая точность может быть только в лабораторных условиях: при идеальном освещении, с идеальной фотографией идентифицируемого лица. Но в реальной жизни, и особенно на войне, все не так. Качество фотографий может быть разное. И хотя база данных Clearview – обширная, она не включает всех людей на планете. Так что совпадение может быть неточным».
Присутствует еще и моральный аспект. Дрю Гарвелл считает, что использование технологий распознавания лиц в этой войне может способствовать разжиганию еще большей ненависти между двумя народами.
«Представьте себе – вот вы мать российского военного, и вы получаете сообщение через «ВКонтакте», от неизвестного вам человека, который спрашивает: это ваш сын? И присылает вам фотографию вашего убитого сына. Невозможно представить, что переживает мать в этот момент. Ну да, может быть, она будет возмущена действиями российского правительства. А может быть, она решит, что эти люди в Украине монстры – те, кто прислали ей фото трупа ее сына в соцсетях»б – сказал Гарвелл в интервью «Голосу Америки».
Президент компании Clearview настаивает, что использование их базы данных – дело благое.
«В случае с идентификацией погибших – если это делать гуманно, это помогает семье покойного понять, что их родственник является умершим, – сказал Хуан Тот-Тат в интервью «Голосу Америки». — Такой технологической возможности – узнать о судьбе близкого вам человека – раньше на войне никогда не существовало. Сейчас, если идентификация осуществляется правильно, это снижает напряженность во многих ситуациях».
Однако Дрю Гарвелл напоминает, что Clearview собрала базу данных наших фотографий без нашего ведома и вопреки протестам ведущих социальных сетей: Фэйсбук, Твиттер, Линк’дИн и другие компании называют то, что делает Clearview , нарушением правил использования материалов, опубликованных на этих платформах. В Канаде, Франции, Великобритании и ряде других стран Clearview была оштрафована за нарушение законов о защите частной жизни. В Соединенных Штатах Clearview обязалась сотрудничать только с государственными органами – полицией и ФБР. А что, если технология начнет использоваться в коммерческих целях? Для слежки над рядовыми гражданами? Для идентификации участников антиправительственных демонстраций?
«Это совершенно новое явление – только последние 10 лет мы живем в обществе, где личная анонимность не существует, — говорит Дрю Гарвелл. — Когда вы идете по улице, другие люди знают, где вы были и что вы делали. Это право на анонимность — мы раньше его принимали как должное. Clearview работает с тысячами представителей правоохранительных органов, следователей, с ФБР, с иммиграционными службами. Сфера их деятельности все время расширяется. В какой-то момент она может поставить под угрозу наши основные права – право на свободу слова, на свободу собраний».
Источник: www.golosameriki.com
Комментарии закрыты.