«Не изменять и не шпионить против Родины. За Родину — можно»!

184

Изменения климата открывают скованную ранее льдом Арктику для судоходства и в перспективе — для эксплуатации природных ресурсов. В результате геополитических перемен в мире, Арктический регион становится очередным полем острой конкуренции государств. Продолжающийся подъем Китая логически приводит его к участию в этом соперничестве наряду с арктическими государствами, а тем более с Россией. Очевидно, что некоторые важнейшие положения китайской и российской стратегий в Арктике прямо противоречат друг другу. Тем не менее Москва и Пекин пытаются не акцентировать эти расхождения и избегать столкновений в практической политике. 

Всё же, такие столкновения неизбежны по ряду определенных причин. Во-первых, взаимодействие международных игроков на Крайнем Севере происходит в условиях американо-российской конфронтации и растущего соперничества США и КНР. На Западе популярно представление о России, как о младшем партнере, вассале Китая. Если идти по этой точке зрения, то Пекин развивает свою экспансию в западном направлении, постепенно подчиняя Россию, используя ее ресурсы и возможности. Один из каналов этой экспансии, считают сторонники этого взгляда, — ползучее завоевание Китаем Арктики: получение доступа к природным ресурсам региона, создание там транспортной и коммуникационной инфраструктуры [1].

Боязнь России потерять контроль над ситуацией в Арктике обусловлена материальной ценностью этого региона: по оценкам МЧС РФ, общая стоимость полезных ископаемых, сосредоточенных в арктическом регионе России составляет около 30 триллионов долларов. Ощущая растущее присутствие Китая в этой полярной зоне, российские власти уже стали предпринимать попытки дескридитировать Китай.

Очередной российский ученый шпионит в пользу Китая

В Санкт-Петербурге — новое уголовное дело о госизмене, главный фигурант — опять пожилой человек. ФСБ считает, что 78-летний специалист по Арктике Валерий Митько продавал секретную информацию о российских подводных лодках китайским спецслужбам. Ученый уверяет, что просто читал лекции в одном из местных университетов. Исследователю грозит до 20 лет колонии.

Российское онлайн-издание «Медуза» передает, что по версии следствия, как минимум с весны 2017 года Валерий Митько сотрудничает с китайскими спецслужбами: «из корыстной заинтересованности» он якобы согласился собирать информацию, являющуюся государственной тайной «военного характера». В частности, по версии ФСБ, китайские агенты просили Митько собирать данные о способах и методах обнаружения подводных лодок — а ученый якобы согласился в обмен на материальное вознаграждение.

Удобные дела о госизменах

Сам Валерий Митько предполагает, что уголовное дело против него появилось из-за желания сотрудников ФСБ получить повышение в звании. Согласен с этим и его адвокат Павлов: он отмечает, что если бы сотрудники ФСБ действительно заботились о государственной безопасности, а не о своих карьерах, то не стали бы тянуть с задержанием ученого больше полутора лет после обнаружения якобы секретного документа в его багаже.

«Подобные дела не представляют большого и кропотливого труда для инициаторов. Сотрудники ФСБ наблюдают за определенными группами риска — это ученые, журналисты, правозащитники и так далее, — рассуждает Павлов.

Дела о госизмене и шпионаже связаны с внешней политикой России, считает «Команда 29».

«Команда 29» — правозащитное объединение юристов и журналистов. Юристы «Команды 29» защищали в судах некоторых обвиняемых в государственной измене, разглашении государственной тайны или шпионаже.

Из примерно сотни дел по этим статьям 18 приходится на измену или шпионаж в пользу США, 17 в пользу Китая. Но лидером остается Грузия — 26 дел. Все они были возбуждены после Пятидневной войны 2008 года. Как минимум в 13 «грузинских» делах суд вынес наказание ниже низшего предела, предусмотренного статьей. В докладе также сказано, что с начала российско-украинского конфликта в 2014 году за госизмену и шпионаж в пользу этой страны в России осудили минимум четверых человек; еще четыре уголовных дела сейчас расследуются.

Шпиономания

ФСБ систематически обвиняет и судит российских ученых за шпионаж и разглашение государственной тайны. Наиболее активнй этап таких разбирательств пришелся на 1990-е — начало 2000-х годов. За этот период в России было осуждено 12 ученых. Правозащитные организации не раз просили президента о помиловании и признании ученых политзаключенными, однако на их просьбы были либо не отреагировали, либо отклонили.

«Команда 29» отмечает, что российские законы устроены так, что сам перечень сведений, составляющих гостайну, — гостайна сама по себе. Не имея допуска к секретным сведениям, человек не может знать, что тайна, а что нет.

По делам о госизмене и шпионаже часто дают наказание «ниже низшего». «Команда 29» связывает это с сомнениями суда в виновности подсудимого, отмечая, что в российской уголовной системе виновность фактически определяет следователь, а судья только выбирает наказание. Как минимум 39 обвиняемых в госизмене и шпионаже получили в первой судебной инстанции срок ниже низшего предела по статье, из них двоим назначили условный срок. Кроме того, за 20 лет Владимир Путин, «руководствуясь принципами гуманизма», помиловал не менее 17 осужденных за госизмену и шпионаж (из них 12 позже обменяли).

Путин: «Шпионаж  и проституция — одна из важнейших профессий в мире»

Формулировка президента РФ Путина говорит сама за себя о позиции русских властей относительно политики шпионажа. Российские власти обвиняют Валерия Митько в шпионаже в пользу Китая, однако сами они действуют точно также в отношении других государств. Примеров достаточно: взять тех же самых десять русских шпионов, раскрытых в 2010 году в США, которые собирали данные об американской политике в Афганистане, ядерной программе Ирана, проблемах армии и американской политики и т.д.
Политика российских спецслужб в отношении шпионажа ясна: «Не изменять и не шпионить против Родины. За Родину — можно». При этом законодательство о госизмене, шпионаже и гостайне ужесточается. С 2008 года обвиняемые потеряли право требовать суда присяжных, где доля оправданий была на два порядка выше, чем в обычных судах. С 2012 года статьи Уголовного кодекса о госизмене, шпионаже и разглашении гостайны были расширены, в том числе за счет формулировок «иные случаи», «иная помощь» и замены формулировки «внешняя безопасность» России на более расплывчатое слово «безопасность». Фактически под статью теперь можно подогнать любую помощь иностранцу.
Параллели во всей этой истории со шпионажем провести не трудно: с одной стороны есть изменники родины, собирающие данные против России, а с другой российские шпионы, внедренные в структуры различных государств для такого же сбора данных, но уже для самой России.  Есть и третья категория, к которой можно отнести разведчиков, когда-то работавших на российские спецслужбы, но затем, решивших сотрудничать с другими государствами — перебежчики. В отношении них у России свой план действий.
Возьмем, к примеру, дело Скрипаля — бывшего советского, российского, а затем и британского разведчика и сотрудника ГРУ, который в 2006 был осуждён в России за государственную измену в форме шпионажа в пользу спецслужб Великобритании. Затем он был помилован и принял участие в обмене заключенными между Россией и США.
В 2018 Сергей Скрипаль и его дочь Юлия стали жертвами умышленного отравления нервно-паралитическим веществом из семейства, известного как «Новичок». По мнению британского правительства, к отравлению были причастны российские спецслужбы. Британские официальные лица жёстко отреагировали на инцидент с отравлением Скрипаля, который привёл к существенной эскалации напряжённости в российско-британских отношениях, высылке значительного числа дипломатов обеими сторонами и другим взаимным санкциямС точки зрения России, ситуация такая: в июле 2006 года Дума принимает закон, разрешающий устранение «экстремистов» за рубежом. Вскоре после этого в отеле «Хилтон» в Лондоне полицейские силы наружного наблюдения обезвредили чеченского стрелка, напавшего на Бориса Березовского. Затем покушение на Александра Литвиненко, который выступал с критикой политики российских властей и лично президента Путина.Живя в Лондоне, 1 ноября 2006 года Литвиненко заболел, был госпитализирован и спустя три недели умер. Причиной смерти явилось отравление полонием-210 — чрезвычайно редким и трудно обнаруживаемым радиоактивным веществом. Отравление Литвиненко привело к дипломатическому скандалу и к значительному ухудшению двухсторонних отношений между Россией и Великобританией. По мнению Скотленд-Ярда, к отравлению было причастно российское правительство.

О том, что дела о госизмене и шпионаже в России носят чисто политический характер говорят и цифры. За 20 лет за госизмену и шпионаж в России осудили около 100 человек. 278 человек получили приговоры по статье о разглашении государственной тайны, пятеро — о незаконном доступе к ней. Из всех обвиняемых в госизмене и шпионаже за 20 лет только одного оправдали. «Команда 29» отмечает, что в делах о госизмене, шпионаже и гостайне обвинительный уклон российской уголовной системы усугубляется секретностью. Если в такие дела попадает независимый адвокат, часто он выясняет, что обвинения надуманны, а следствие и суд проходят с нарушениями.

Pentru mai multe informații abonează-te la canalul nostru de TELEGRAM

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.