Немецкие фирмы в России: почему они не уходят и что продают?
Экспорт из Германии на российский рынок все еще составляет около 1 млрд евро в месяц. Кто и что поставляет? В СМИ ФРГ — новый всплеск критики тех, кто не рвет связи с РФ.
«Война бушует, бизнес идет». Под таким заголовком статья на онлайн-портале еженедельника Die Zeit пытается ответить на вопрос, почему экспорт из Германии в Россию, несмотря на санкции ЕС, все еще составляет каждый месяц примерно 1 млрд евро. Не менее красноречив и заголовок в газете Die Welt: «Сказка про уход немецких фирм из России».
Уход Wintershall Dea вновь привлек внимание к теме
Новый всплеск внимания СМИ ФРГ к теме продолжающейся деловой активности немецких фирм на российском рынке отчасти связан с тем большим резонансом, который вызвал в середине января окончательный уход из России нефтегазовой компании Wintershall Dea. «С этим решением «дочка» BASF явно припозднилась», — констатирует Die Welt и напоминает, что другие представители отрасли, как британская BP, давно уже свернули свой бизнес в России из-за ее войны против Украины.
«История с Wintershall, видимо, весьма симптоматична для поведения немецких предприятий. Решение покинуть Россию им, похоже, дается особенно трудно», — делает вывод газета. При этом она опирается на исследование, проведенное швейцарскими учеными из государственного университета Санкт-Галлена и частной бизнес-школы IMD в Лозанне. Проанализировав данные о российских «дочках» компаний из государств ЕС и G7, зарегистрированных в РФ по состоянию на апрель 2022 года, они обнаружили существенные различия в готовности предпринимателей разных стран положить конец деловому сотрудничеству со страной-агрессором.
В наибольшей мере такую готовность продемонстрировали компании из США, а также из Финляндии, Дании и Ирландии. «А вот в штаб-квартирах немецких предприятий, судя по всему, очень неохотно отказываются от бизнеса с Россией. Ни одна другая западная страна не представлена таким количеством фирм, которые продолжают держаться за него», — указывает Die Welt.
На втором месте идет Кипр, но тут речь идет главным образом о компаниях, созданных на российские деньги, поясняет газета. А вот Италия и Австрия вполне сопоставимы с Германией, и их бизнесмены тоже «производят плохое впечатление», поскольку сравнительно мало представлены среди тех, кто ушел из России.
Сладости и одежда не под санкциями
При этом, отмечает газета, следует исходит из того, что эти фирмы не нарушают санкций, введенных государствами G7 и ЕС, ведь эти штрафные меры «не распространили на многие сферы деловой деятельности, как например на бизнес с лекарствами, медицинской техникой и продуктами питания, чтобы не наказывать население за действия политиков».
Бульварная газета Bild еще в первых числах января опубликовала выборочный список представленных в России немецких компаний, которые, «несмотря на кровавые российские удары по Украине, продолжают бодро продавать свои товары и услуги» и «через уплату налогов активно качают деньги в военную кассу России».
Издание называет, в частности, производителей сладостей Storck (бренды Merci, Toffifee, Mamba) и Ritter Sport. Эта компания продолжает снабжать российский рынок своими квадратными шоколадками, но прибыль от этого бизнеса обещала пожертвовать. Однако, как сообщила газета, «остается неясным, действительно ли доходы были пожертвованы и в чью пользу. Ritter Sport на запрос Bild пока не ответила».
Другой пример, который приводит Bild: сеть магазинов одежды эконом-класса New Yorker, которая, несмотря на свое американское название, является немецкой. На эту же торговую компанию указывает и Die Welt: в одном только московской регионе продолжают работать десять филиалов, подчеркивает газета, ссылаясь на результаты запроса в поисковой системе.
Медицинская техника и лекарства для россиян. И для солдат тоже?
Снабжать российский рынок продукцией Made in Germany продолжают также немецкие производители медицинского оборудования В.Braun, Fresenius, Siemens Healthineers и фармацевтические компании Bayer и Merck. Bild цитирует главу Bayer Вернера Баумана (Werner Baumann), который говорит об «этических обязательствах» перед гражданским населением России. Merck, указывает издание, даже собирается увеличить число своих сотрудников в РФ.
В результате структура экспорта из Германии в Россию заметно изменилась, констатирует портал еженедельника Die Zeit: теперь четверть его объема, и тем самым самая большая доля в ежемесячных поставках примерно на 1 млрд евро, приходятся на фармацевтическую продукцию. При этом немецкая сторона сознательно идет на то, что часть поставляемых лекарств может быть использована для лечения раненых в ходе агрессии против Украины российских солдат.
И все же основная причина превращения медикаментов в главную статью немецкого экспорта в Россию состоит в обвальном падении его суммарных объемов. Федеральное статистической ведомство ФРГ (Destatis) сообщило 20 января, что в декабре 2022 года поставки немецкой продукции на российский рынок снизились по сравнению с декабрем 2021-го на 59,1% и составили 0,8 млрд евро (в ноябре это были 1,1 млрд, в октябре 1 млрд). На таком фоне стабильный (и даже растущий) экспорт медикаментов неминуемо обеспечил этой товарной группе лидерство.
По данным Die Zeit, поставки немецкой фармацевтической продукции в РФ выросли с 2,43 млрд евро в 2021 году до 2,92 млрд евро в 2022-м (январь по ноябрь). Небольшой рост показал также экспорт продуктов питания и кормов: с 0,66 млрд евро до 0,71 млрд евро. В то же время поставки автомобилей и комплектующих для автопрома упали с 5,18 млрд евро до 1,27 млрд евро, а машин и промышленного оборудования — с 5,38 млрд евро до 2,67 млрд евро.
Немецкие машиностроители продолжают поставки в РФ
Так что поток немецкой машиностроительной продукции на российский рынок резко снизился, но полностью все же не иссяк. Die Zeit ссылается на Объединение немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA), которое сообщило, что основной статьей отраслевого экспорта в РФ оставалась в 2022 году сельскохозяйственная техника.
Продолжались также поставки машин для производства и упаковки продуктов питания, строительной техники. Частично, указывает VDMA, речь шла о выполнении контрактов, заключенных еще до войны.
По мнению Die Zeit, «экономика Германии вполне могла бы справиться с более строгими торговыми ограничениями». Издание приводит данные Destatis, согласно которым в ноябре 2022 года экспорт ФРГ составил 143,6 млрд евро, из которых в Россию ушли товары на 1,1 млрд евро. «Если бы они отпали, немецкий внешнеторговый баланс особенно бы не пострадал«, — считает еженедельник.
За связи с Россией — в отставку!
Однако в Германии, похоже, все еще довольно много предпринимателей и бизнесменов, которые не могут или не хотят представить себе бизнес своей компании без России. В этой связи весьма показателен комментарий в экономическом еженедельнике Wirtschaftswoche, озаглавленный «Время менеджеров, работающих с Россией, прошло». Он посвящен уходу из России нефтегазовой компании Wintershall Dea.
Автор комментария призывает 52-летнего руководителя этой фирмы Марио Мерена (Mario Mehren) подать теперь в отставку, последовав примеру 60-летнего Клауса-Дитера Маубаха (Klaus-Dieter Maubach), возглавлявшего немецкую энергетическую компанию Uniper. Оба, подчеркивает комментатор, проявили себя хорошими кризисными менеджерами и заслуживают уважения. Тем не менее им следует уйти, поскольку оба стали олицетворением слишком тесных связей с Россией. На новом этапе развития этим компаниям такое«токсичное» наследие будет только вредить.
В то же время комментатор Wirtschaftswoche предупреждает читателей: «Прежде чем связи с Россией будут окончательно вытеснены из образа мыслей и деловой культуры, пройдет еще немало времени. Такая же ситуация и в политической сфере».
Источник: www.dw.com
Комментарии закрыты.