Ситуация в Молдове показывает, что победа Украины нужна всему региону
Недавнее заявление Владимира Зеленского о том, что украинская разведка перехватила план России по свержению прозападного правительства в Молдове, напомнило миру, что какими бы ни были недостатки России как военной державы, она продолжает лидировать в области гибридной войны и операций влияния.
Президент Молдовы Майя Санду раскрыла подробности планируемого заговора, который, по ее словам, предусматривал использование актеров-иностранцев «с военным прошлым, замаскированных под гражданских, чтобы совершать насильственные действия, нападения на госучреждения и захват заложников».
Заговор России по свержению молдавского руководства перекликается с ее незаконной аннексией Крыма, когда так называемые «зеленые человечки» — смесь российского спецназа, разведки и наемников — насильственно захватили украинское правительственные здания.
Кремль, конечно, отверг обвинения, но этот план переворота — пример того, как Москва реализует угрозы, публично высказанные ее же официальными лицами. Спусковым крючком для этих угроз стало поражение прокремлевского президента Молдовы Игоря Додона в 2020 году. Угрозы усилились после вторжения России в Украину, когда некоторые представители российского правительства призвали к «денацификации» Молдовы для «защиты русскоязычного населения».
В центре всего этого находится Приднестровье. На протяжении десятилетий в этом регионе дислоцировалось около 1500 российских военнослужащих, что в прошлом году вызвало опасения у украинских официальных лиц, что Россия может использовать Приднестровье для создания нового фронта.
Прошлой весной Москва ненадолго задумалась о признании независимости Приднестровья, и хотя в итоге она не пошла на этот шаг, но использовала свое военное присутствие для давления на молдавские власти. Все это похоже на оккупацию Россией Донбасса, и неудивительно, что вскоре после того, как в феврале Путин подписал свой указ о признании Донбасса частью России, прокремлевское руководство Приднестровья потребовало того же.
Настаивая на том, что Приднестровье считает себя частью России, прокремлевские голоса обвинили Санду и «ее румынских кураторов» в стремлении развязать войну. Игорь Гиркин (он же Стрелков), активный участник вторжения России в Украину в 2014 году, даже утверждал, что румынские войска надевали молдавскую военную форму, пытаясь развязать войну. За этим последовала серия фейковых террористических атак внутри Приднестровья.
Хотя летом операции по дезинформации утихли, поскольку Россия понесла тяжелые потери в Украине, план Москвы остался в силе. И он увеличивает шанс на то, что война в Украине распространится на соседей. В этом смысле Молдова особенно подвержена риску, поскольку не является членом НАТО.
Готовность России вмешиваться во внутренние дела других стран — ещё одна иллюстрация того, почему ей нельзя дать победить в Украине. План переворота в Молдове показывает, что, несмотря на то, что в прошлом году Россия стала глобальным изгоем и подверглась жестким международным санкциям, она по-прежнему не чувствует необходимости снизить амбиции.
Вряд ли это первая попытка совершить переворот со стороны России: ее агенты в последние годы пытались убить премьер-министра Черногории, вмешаться в каталонский референдум, чтобы ослабить Испанию, повлиять на исход референдума о независимости Шотландии, вторгнуться в Грузию и, возможно, даже поддержать заговор с целью насильственно свергнуть германское правительство. И это не говоря об Украине.
Жестокое нападение России на Чечню в начале 2000-х, в ходе которого она терроризировала гражданское население Грозного, должно было привести к ее международной изоляции уже тогда. Но вместо этого Путину и его режиму позволили стать сильнее, что привело к зверствам, разворачивающимся сегодня в Украине.
Реваншистские и империалистические амбиции Кремля должны быть подавлены, а Запад должен продолжать вооружать Украину, поскольку только полное поражение России в конфликте изменит курс.
Дипломатический путь всегда был бесполезен с Владимиром Путиным, и слишком много времени уже было потрачено впустую. Однако теперь права на ошибку больше нет. Если Украина падет, Молдова станет следующим государством на пути России — и не последним.
Автор: Ольга Лаутман, внештатный старший научный сотрудник Центра анализа европейской политики (CEPA)
Источник: www.moscowtimes.ru