«Мир Украине». Уголовное дело против студентки за надпись на стене

113

В июле 2022 года против 25-летней петербургской студентки Марины Сергеевой возбудили дело по уголовной статье о «вандализме» за надпись «Мир Украине» на фасаде здания. Ей пришлось бросить последний курс университета и экстренно уехать из России, спустя полгода ее объявили в федеральный розыск.

Марина Сергеева
Марина Сергеева

Марина Сергеева родом из Архангельска, но с 18 лет девушка жила в Петербурге. Она училась на последнем курсе университета на учителя биологии и географии, увлекалась экологией, помогала приютам для животных и обожала своих четырёх кошек. «Политикой как таковой, я никогда не занималась, хотя и была недовольна происходящим в стране», – говорит Марина.

24 февраля 2022 года стало для неё «моментом шока и отчаяния».

– Я не верила, что началась война. Мне казалось, что это какая-то ошибка, что такого не может быть. На митинг 24 февраля я не выходила, потому что у меня был шок. До начала марта я верила в переговоры, в урегулирование конфликта, – вспоминает Марина. – Когда я начала понимать, что ничего не меняется, у меня началась глубокая депрессия. Я осознала, что больше не могу молчать.

Зеленая ленточка и антивоенная надпись, наклеенная Мариной
Зеленая ленточка и антивоенная надпись, наклеенная Мариной

Марина выбрала анонимный, мирный протест. Сперва она писала на денежных купюрах «Нет войне» и «Миру мир», а с апреля завязывала зелёные ленточки в разных районах Петербурга, клеила антивоенные стикеры, оставляла пацифистские надписи на остановках, пускала самолетики в цветах украинского флага, участвовала в акциях «Весны» и «Феминистского антивоенного сопротивления».

Маринина антивоенная надпись на фонаре.
Маринина антивоенная надпись на фонаре.

– В какой-то степени меня это даже успокаивало, – объясняет Марина. – Люди видели мое творчество, но не знали, кто это сделал. Иногда я замечала, как прохожие реагируют: либо положительно, либо никак.

В основном она оставляла антивоенные послания ночью. В конце июня 2022 года «Весна» объявила акцию «Последняя покупка», посвящённую обстрелу торгового центра в Кременчуге – 27 июня прошлого года в него попал российский снаряд, из-за чего погибли мирные жители. Тогда активисты по всей России оставляли в общественных местах опалённые сбоку или залитые красной краской пакеты с листовками о происшедшем, Марина тоже.

– Мы понимали, что с точки зрения правоохранительных органов мы распространяем «фейки» об армии. Мы старались быть очень аккуратными: не брали с собой телефоны и банковские карточки, меняли одежду, расплачивались наличкой, – говорит Марина Сергеева.

Маринина антивоенная надпись на дорожном знаке.
Маринина антивоенная надпись на дорожном знаке.

«Вас государство кормило, а вы так»

В июле Марина решила сделать антивоенные граффити, потому что они «заметнее маркера». Ночью с 15 на 16 июля студентка пошла рисовать вместе со своей напарницей Лизой – с ней Марина познакомилась в протестном чате, на тот момент они встречались только второй раз.

Девушки взяли с собой трафареты с баллончиками краски и шли из центра Петербурга по Московскому проспекту, оставляя пацифистские послания. Примерно в четыре часа утра на стене здания возле метро «Электросила» Марина написала чёрной краской «Мир Украине». Сразу после этого ее и напарницу задержали.

– На самом деле сделать надпись напротив метро было импульсивным желанием. Я оглядывалась по сторонам, вроде никого не было. Когда я закончила рисовать, вдруг из ниоткуда появилась машина ДПС. Мне кажется, она за нами следила. Сотрудники ДПС нас задержали и посадили в машину, где мы ждали полицию. Нам сказали, что мы напишем объяснительную напишем, и нас отпустят. Не то что об уголовном, даже об административном деле речи тогда не шло, – вспоминает Марина.

Надпись, из-за которой в отношении Марины возбудили уголовное дело.
Надпись, из-за которой в отношении Марины возбудили уголовное дело.

Приехавшие полицейские отвезли девушек в отделение, где их продержали 15 часов и «преимущественно отчитывали за антивоенную позицию». У напарницы Лизы силовики забрали все вещи и средства связи, но у Марины телефон был разряжен, поэтому его оставили. Благодаря этому, Марина спустя некоторое время смогла его зарядить, связаться с «ОВД-Инфо» и вызвать в отделение полиции адвоката.

– Меня упрекали за мою антивоенную позицию, якобы я желаю государству зла, я столкнулась с разными формами политического давления. Говорили, что «вас государство кормило, а вы так обращаетесь с ним», что «мы сейчас должны сплотиться вокруг президента, чтоб выиграть в этой войне». Задавали вопросы, почему именно «Мир Украине», а не «Мир России» или «Мир Донбассу». Спрашивали, почему я не уехала, раз мне всё не нравится, почему я ночью где-то шарахаюсь. При этом они не упрекали меня за то, что я испортила фасад здания, – рассказывает Сергеева.

Одна миз Марининых антивоенных надписей
Одна миз Марининых антивоенных надписей

Полицейские просили показать содержимое телефона, подписки в Телеграм и рассказать, какие еще граффити успели оставить девушки.

– Я ссылалась на 51-ю статью Конституции и ничего лишнего не говорила. Затем у нас силой сняли отпечатки пальцев и сфотографировали. Меня это сильно возмутило, ведь мы не обязаны были это делать, так как шла речь только о возбуждении административного дела. Вечером 16 июля нас отпустили с протоколами, – вспоминает девушка.

Против Сергеевой и ее напарницы были возбуждены административные дела о «мелком хулиганстве» (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ) и «дискредитации» российской армии (ст. 20.3.3 КоАП РФ). Полиция также назначила лингвистическую экспертизу фразы «Мир Украине».

В ноябре 2022 года Московский районный суд Петербурга прекратил административные дела по статье о мелком хулиганстве (ч. 1 ст. 20.1 КоАП) против обеих активисток. После чего Марина стала фигуранткой уголовного дела о «вандализме» (ч. 1 ст. 214 УК РФ).

До трех лет за надпись «Мир Украине»

Через несколько дней после задержания Марина уехала к маме в родной город Архангельск. О том, что ее обвиняют в «вандализме», она узнала от адвоката 25 июля. По этой части статьи ей грозил арест на срок до трех месяцев. Но защитник опасался, что дело могут переквалифицировать на вторую, более строгую, часть, и тогда можно сесть на срок до трех лет.

– Уголовное дело меня шокировало и напугало, была паника. Адвокат сразу посоветовал мне уезжать из России, я даже боялась находиться по месту прописки. А загранпаспорта у меня не было, – говорит Марина.

27 июля она улетела в Армению.

– Мне еще не избрали к тому времени меру пресечения, видимо, поэтому я спокойно смогла пересечь границу, – предполагает студентка.

В Ереване Марина жила в шелтере «Ковчег«. Получив загранпаспорт, она переехала в Грузию.

31 января МВД РФ объявило Сергееву в розыск.

Первые полгода в эмиграции она перебивалась подработками, три месяца была поваром на кухне.

Почти через год после начала войны Марине одобрили гумантираную визу в Германию. 20 февраля она уехала в Европу и поселилась в лагере для беженцев, где подружилась с украинцами.

– При общении с украинскими беженцами я сразу обозначаю свою позицию и объясняю, что я здесь тоже из-за войны. Они понимают, что мы с ними на одной волне. Никакой злобы из-за того, что я россиянка, нет, – объясняет она.

Одна из Марининых антивоенных надписей
Одна из Марининых антивоенных надписей

Все это время, когда она уже жила за границей, ей писали в соцсети силовики, звали назад в Россию, обещая, что ей назначат только штраф. Затем они начали наведываться к ее родственникам и адвокату. В один момент к уговорам присоединился даже дядя Марины – он просил девушку вернуться на родину «любыми путями, хоть по поддельным документам». Успокоился он только после того, как племянницу объявили в розыск.

Марина возвращаться в Россию не планирует. В эмиграции она по-прежнему участвует в протестах, пишет письма политзаключённым, а также занимается помощью украинским детям. Новостей по ее уголовному делу на данный момент нет.

«Не хочу зомбировать детей»

Большинство близких Марины спустя год войны поддерживают ее решение об эмиграции, с негативным отношением к себе она не сталкивалась. С теми же, кто не совпал во взглядах, пути разошлись.

– У меня был парень, он говорил, что против войны, но оправдывал ее. Ему не нравились мои протесты, мы часто из-за этого ссорились и в итоге расстались. Но после мобилизации его взгляды изменились, он стал критичнее относиться к происходящему, – рассказывает Марина.

Ей пришлось отчислиться из Петербургского университета. И хотя она по-прежнему любит биологию, но учителем в нынешней России она бы вряд ли работала.

– После начала войны я осознала, что не хочу зомбировать детей, поддаваться пропаганде и врать, – говорит она.

Еще до задержания и возбуждения уголовного дела мама Марины очень хотела, чтобы она доучилась последний год в университете и просила ее не уезжать.

– Она поддерживала все мои протесты, но говорила: «Не попадись». А я ее так жестко обломала, – сожалеет девушка. – Мама сейчас в большой депрессии. После мобилизации она поняла, что я правильно поступила. Она хочет, чтобы я поскорее закрепилась в Германии и уже здесь закончила образование. Пока что мои планы простые: как-то приспособиться и выучить немецкий язык.

Pentru mai multe informații abonează-te la canalul nostru de TELEGRAM

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.