The Insider и Bellingcat рассказали о серии возможных отравлений россиянок в Европе. Среди них – журналисты Елена Костюченко и Ирина Баблоян
С октября 2022 года, вероятно, были отравлены уехавшие из России журналистка «Новой газеты» и «Медузы» Елена Костюченко, журналистка «Эха Москвы» Ирина Баблоян и глава фонда «Свободная Россия» Наталия Арно, говорится в новом расследовании The Insider и Bellingcat.
The Insider отмечает, что обычно не публикует расследования до установления преступников, однако в этом случае с разрешения пострадавших было решено предать огласке имеющиеся данные, чтобы предупредить уехавших из России активистов и журналистов о существующей угрозе.
Елена Костюченко заметила первые симптомы возможного отравления во время поездки в Мюнхен в октябре 2022 года. До этого она сделала несколько репортажей из Одессы, Херсона и Николаева, а перед поездкой в Мариуполь, как сообщается, получила предупреждение от коллег и источников в украинской разведке, что чеченским подразделениям на российских блокпостах отдан приказ ее убить.
После этого журналистка переехала в Европу. Вечером 17 октября Костюченко выехала на поезде из Берлина в Мюнхен, чтобы подать документы в посольство Украины для новой командировки. На следующий день она встретилась с подругой, к которой во время обеда подходили знакомые. Вечером того же дня Костюченко почувствовала необычный неприятный запах. Как пишут расследователи, тогда она еще не понимала, что это – первый симптом отравления.
На обратном пути журналистка почувствовала головную боль, затем в Берлине она не могла сконцентрироваться, чувствовала одышку и сильное сердцебиение. На следующий день, по ее словам, к этому присоединились боль в животе, головокружение и сильное чувство тревоги, а после – бессонница, тошнота и рвота. Врач принял ее только через 10 дней. Он предположил, что это, скорее всего, последствия ковида. Однако после того, как врачи исключили все возможные причины ухудшения ее здоровья, кроме отравления, как говорится в расследовании, ей было предложено сдать анализы на токсины в клинике Charité.
Елена Костюченко обратилась в полицию, но там заявили, что спустя два с половиной месяца обнаружить следы токсинов практически нереально. Из-за проблем взаимодействия врачей и полиции анализы так и не были взяты. В мае в прокуратуре сообщили, что дело решили закрыть, но в июле стало известно, что дело возобновили для проведения новых анализов, но о том, что уже было найдено, так и не рассказали, подчеркивают расследователи.
Ирина Баблоян могла быть отравлена в Тбисили в октябре 2022 года. По данным расследователей, вечером 25 октября она почувствовала себя не очень хорошо, а наутро проснулась уже с сильной слабостью и головокружением. Вечером 26 октября проявился ладонно-подошвенный синдром, такой же синдром, заметила у себя Костюченко. Ладони и стопы были багровыми и горели так, как «будто держишь в руках огонь», рассказала журналистка «Эха Москвы».
На следующий день Баблоян выехала в Ереван на машине, там, как сообщается, ее самочувствие ухудшилось. «Ты лежишь, но чувство усталости не проходит, как будто просто не получается отдохнуть. У меня было ощущение, что тело мне больше не принадлежит, оно стало ватным, появилась сильная тревога», – вспоминает она.
Затем, по ее словам, у нее началась бессонница, болел живот, появилась тошнота, а во рту ощущался металлический вкус. Тогда Ирина сделала анализы только на аллергию, но, переехав через несколько месяцев в Берлин, она сдала кровь для токсикологического анализа. Однако результаты анализов ей не пришли — в Charité ей заявили, что ее образцы крови «потерялись», а вместо этого пришли полицейские, которые тщательно опросили Ирину об обстоятельствах дела, рассказывают расследователи.
Наталия Арно почувствовала первые симптомы отравления в Праге в мае 2023 года. Об этом ранее писало «Агентство». По данным The Insider, второго мая Арно участвовала в непубличном мероприятии в Праге, после которого вернулась в отель и обнаружила дверь своего номера открытой. Из номера ничего не пропало, но ощущался запах какого-то парфюма, которого до этого не было. На следующий день она проснулась от чудовищной боли, особенно болели зубы и язык, поэтому в первое время Наталия подумала что это, возможно, просто какая-то странная зубная боль. Спустя несколько часов боль чувствовалась в разное время в ушах, груди, под мышками или вдоль позвоночника. Во рту она ощущала минеральный вкус, в глазах все расплывалось, руки и ноги немели, как бывает, когда они затекают, пишут издания.
Третьего мая Арно улетела в Вашингтон и обратилась за медицинской помощью. Уже 4 мая она сдала анализы крови, став, как отмечают журналисты, единственной, кто успел это сделать быстро. Ее делом сейчас занимаются правоохранительные органы США. Результаты токсикологического анализа пока неизвестны, единственное, что сообщили Наталии врачи, – это то, что она была отравлена нейротоксичным веществом, но, как пишут расследователи, без уточнения каким.
Возможно, это отравление, предполагают расследователи, было не первой попыткой. В конце июля 2021 года Наталия была на мероприятии в Вильнюсе, где встречалась с активистами, там она также почувствовала запах парфюма в номере, после чего у нее поднялась температура, она почувствовала слабость, а по всему телу появилась сыпь, при этом Наталия, как отмечается, не аллергик.
The Insider также отмечает, что заявления оппозиционного политика Любови Соболь и активистки Эльвиры Вихаревой об отравлении – не подтвердились.
Источник: www.currenttime.tv
Комментарии закрыты.