Власти СССР раздавили танками в Праге собственное будущее

0 107

55 лет назад войска пяти стран ОВД вторглись в Чехословакию. Описание тех событий в новых учебниках истории России говорит о том, что в Москве не выучили уроки Пражской весны, считает Александр Фридман.

События в ЧССР 55 лет назад — подавление Пражской весны — вызвали большой резонанс в мире и оказали серьезное влияние на дальнейшее развитие Советского Союза. Они нашли свое отражение и в новых российских школьных учебниках для 11 класса по всеобщей истории и истории России, отражающих официальный взгляд на послевоенный период.

В качестве авторов пособий выступил известный своими консервативными и антизападными взглядами помощник президента России Владимир Мединский, а компанию ему составили научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян («Всеобщая история») и ректор МГИМО Анатолий Торкунов («История России»).

Пражская весна сквозь призму пропагандистского нарратива

Авторы рассматривают историю Пражской весны прежде всего сквозь призму пропагандистского нарратива о «цветных революциях» начала 21 века — инспирированных Вашингтоном и направленных против Москвы. Подчеркивается, что демократические реформы в ЧССР привели к глубокому «внутреннему кризису», а Запад способствовал его углублению или по крайней мере стремился извлечь из него пользу, намереваясь ослабить влияние СССР. Школьников тем самым приводят к мысли, что ввод войск (авторы намеренно избегают термина «вторжение») стал выходом из положения, а Москва пошла на этот шаг лишь после «обращения членов компартии Чехословакии».

Авторы не скрывают, что ввод войск сопровождался «акциями гражданского неповиновения», и даже имели место нападения на советских военных, но при этом подчеркивают, что «советские войска на провокации не поддавались и не открывали ответный огонь». Вторжение войск пяти стран-участниц Организации Варшавского договора (ОВД) в Чехословакию таким образом хотя прямым текстом и не одобряется, но Мединский, Торкунов и Чубарьян подводят читателя именно к такой оценке событий 1968 года, настаивая на том, что непростое решение Кремля были реализовано максимально корректным образом.

Какие факты скрывают авторы новых учебников? Как менялось отношение нынешнего российского руководства к Пражской весне? И какой урок из тех событий так и не выучили в Кремле?

Что произошло в 1968 году в Чехословакии?

Пражская весна началась в январе 1968 года, когда в ЧССР сменилось партийное руководство. С приходом к власти Александра Дубчека в стране началась эпоха масштабных экономических и политических реформ. На свободу вышли политзаключенные, жертвы сталинизма были реабилитированы. Власти взяли курс на постепенную ликвидацию партийной диктатуры, а свобода передвижения (в том числе и поездки за границу), свобода слова, собраний и прессы стали в ЧССР реальностью.

В печати обсуждались злободневные проблемы и исторические темы — в том числе и депортация немецкого населения из Чехословакии в конце и после Второй мировой войны. Выдвигались проекты обновления федеративного устройства страны. В экономической области была разрешена приватизация малых и средних предприятий, на повестке дня стояла и окончательная ликвидация командно-административной системы.

Для Кремля такие преобразования стали неприятным сюрпризом. Особенно испугали советское руководство общественно-политические изменения, воспринятые как прямая угроза существованию социалистических диктатур.

Что скрывают российские учебники?

Описание Пражской весны в российских учебниках — характерный пример манипуляций, искажений и инструментализации истории. Масштабы протестов в ЧССР преуменьшаются, волна возмущения на Западе характеризуется как «мощный всплеск антисоветской пропаганды», а акции солидарности в самом Советском Союзе и вовсе выносятся за скобки.

В учебнике по истории России тема жертв обходится стороной, а авторы учебника «Всеобщая история» цинично заявляют, что «события протекали практически бескровно». Хотя с чехословацкой стороны, по подсчетам историков, погибло 108 гражданских лиц, около 500 человек получили ранения. А советская армия потеряла около 100 человек, еще почти 90 человек вернулись из Чехословакии с ранениями и травмами.

Осуществляемая Москвой после ввода войск в ЧССР «доктрина Брежнева», согласно которой СССР оставлял за собой право на вмешательство во внутренние дела социалистических стран в случае «угрозы делу социализма», преподносится Мединским и Чубарьяном как вынужденная мера, направленная на сохранение баланса сил между НАТО и Организацией Варшавского договора.

Под гусеницами советских танков в Праге погибло будущее СССР

Непосредственный начальник Мединского Владимир Путин часто и с большим интересом высказывается на исторические темы. При этом его оценки тех или иных исторических событий становятся «единственно правильной» точкой зрения и в итоге попадают в российские учебники историки.

Пражская весна не входит в число излюбленных тем российского президента, но и о ней он успел в свое время высказаться. В марте 2006 года, когда динамика отношений между Россией и Западом оставалось еще довольно позитивной, он признал моральную ответственность России за вторжение в Чехословакию в 1968 году. В дальнейшем Путин обходил эту тему стороной, а российская пропаганда постепенно перешла к нейтральным и даже позитивным оценкам ввода войск в ЧССР.

Вторжение войск стран-членов ОВД имело фатальные последствия для Чехословакии. На реформах 1968 года был поставлен крест, по стране прокатилась волна репрессий, сотни тысяч граждан покинули страну. Среди них был и глава Союза писателей Эдуард Гольдштюкер — один из идеологов Пражской весны. В марте 1971 года Гольдштюкер отметил в интервью журналу Der Spiegel: «Когда московское руководство и его союзники раздавили танками чехословацкий эксперимент, они раздавили собственное будущее». Слова Гольдштюкера оказались пророческими. СССР смог уничтожить Пражскую весну и тем самым отсрочить на 20 лет демократизацию ЧССР.

Избранный Брежневым путь консервации социалистической диктатуры обернулся, однако, в итоге крахом Советского Союза. Кремлевские конспирологи, видевшие в демократических реформах прежде всего «руку Запада», в итоге потерпели сокрушительное историческое поражение. Но это поражение отнюдь не стало уроком для их наследников, вновь пытающихся повернуть вспять ход истории — теперь в Украине.

Автор: Александр Фридман, историк, преподает новейшую историю и историю стран Восточной Европы в университете имени Генриха Гейне в Дюссельдорфе и Саарском университете.

Источник: www.dw.com

Pentru mai multe informații abonează-te la canalul nostru de TELEGRAM

Вам также могут понравиться
Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.