Прилетели. Поставка ATACMS и F-16 радикально меняет правила игры на украинском фронте

210

С самого начала российского полномасштабного вторжения Украина, запрашивая западные вооружения, делала особый упор на два ключевых элемента: тактическая ракетная система ATACMS и истребители F-16. ATACMS упоминались еще в первые дни вторжения, когда аналогичные российские квазибаллистические ракеты 9К720 «Искандер-М» поражали украинские цели, а о поставках F-16 официально заговорили в мае 2022 года. И вот наконец полтора года спустя свершилось: сначала в конце августа Дания и Нидерланды объявили о намерении предоставить Украине до 61 истребителя, затем к ним присоединилась Норвегия, обязавшаяся предоставить до 10 самолетов, а в октябре появились первые сведения о применении Украиной системы ATACMS. Приведет ли это к перелому в расстановке сил? Независимый аналитик Колби Бэдвор уверен: поставка этих вооружений существенно изменит правила игры и, что еще важнее, столь серьезное укрепление украинской обороны может указывать на изменение стратегии НАТО от осторожного реагирования к перехвату инициативы.

Ракеты ATACMS — подлинный game changer

17 октября российские Telegram-каналы запестрели сообщениями о поражении аэродромов в Бердянске и Луганске системами ATACMS. Позднее украинцы опубликовали видеозаписи запуска ракет, а опубликованные Россией фотографии обломков подтвердили: это ATACMS. Анализ спутниковых снимков и видео- и фотоматериалов с земли позволяет предположить, что в общей сложности мог быть поврежден или уничтожен 21 российский вертолет.

Можно ли считать, что это оружие — game changer? Упомянутый термин широко обсуждался и ранее, причем скептики преуменьшали потенциальное воздействие, которое могли оказать ATACMS. Я же приведу определение game changer из словаря Мерриама-Вебстера: «Новоявленный элемент или фактор, который существенно изменяет сложившуюся ситуацию». Потеря за один день 21 вертолета, которые, как считалось, находились в безопасности за линией фронта, безусловно, соответствует этому определению. Даже если Украина не получит дополнительных ракет (а украинское правительство прямо заявило, что ракеты будут поставляться постоянно), то сама угроза будущих ударов вынудит Россию принять серьезные ответные меры для снижения возможных потерь.

Вертолеты придется перебазировать еще дальше от линии фронта, что замедлит прибытие воздушной поддержки на поле боя и ограничит возможность боевых вертолетов задерживаться вблизи линии боевого соприкосновения. Батареи ракет класса «земля — воздух» тоже придется держать на расстоянии, а склады боеприпасов и логистические узлы, которые раньше считались безопасными, теперь под угрозой. Это не тривиальные последствия, которыми можно было бы пренебречь.

Более того, Украина нанесла удар ракетами М39 (Block I), то есть первой и самой старой их разновидностью, с дальностью полета 165 км и инерциальной навигационной системой наведения, которой не хватает точности. Одной из выпущенных ракет было 27 лет, что вдвое превышает ее официальный срок годности в 13 лет, однако она успешно ушла от российских комплексов С-300В, предназначенных для поражения баллистических ракет, и рассеяла над аэродромом 950 кассетных суббоеприпасов типа M74 Anti-Personnel Anti-Materiel (APAM). На вооружении армии США находится около 1200 ракет различных модификаций, срок годности которых также истек с технической точки зрения, но они, скорее всего, находятся в рабочем состоянии, поскольку их возраст меньше, чем у тех, которые недавно были выпущены по аэродрому в Бердянске.

Таким образом, вопрос о масштабах влияния на ситуацию на фронте будет определяться тем, сколько ракет будет поставлено Украине и в какие сроки. ATACMS — это не оружие, которым можно выиграть войну, но оно может изменить правила игры. На протяжении большей части военных действий западная военная помощь заключалась в реагировании на действия России. Мы поставили противотанковые комплексы для отражения первоначального бронетанкового натиска; артиллерийские орудия для ликвидации неравенства в огневой мощи; системы ПВО для защиты украинских городов; бронетехнику для защиты пехоты при штурме российских укрепленных позиций.

Поставки высокоточных ракет большой дальности Storm Shadow и SCALP-EG от Великобритании и Франции, а теперь и ATACMS от США, позволили Украине наносить удары по ранее защищенным российским целям и заставили россиян адаптироваться. Стоит добавить, что при всех опасениях по поводу того, как именно Россия может отреагировать на эту «эскалацию», реакция Путина пока сводится к преуменьшению значимости произошедшего.

F-16: важны не самолеты, а боеприпасы

Возвращаясь к F-16, стоит отметить, что оценка влияния этих истребителей на ситуацию также зависит от того, насколько коалиция готова расширить границы возможного и предоставить Украине функционал, к которому Россия должна будет адаптироваться. Истребитель полезен лишь настолько, насколько это позволяют его вооружение, радар и датчики. Если то небольшое количество самолетов, которое должно быть поставлено в апреле, получит лишь те боеприпасы, которые уже предоставлялись Украине (как, например, усовершенствованная ракета средней дальности класса «воздух — воздух» AIM-120 (AMRAAM) и высокоскоростная противорадиолокационная ракета AGM-88 (HARM)), то эти самолеты окажут минимальное влияние на ход войны. Но если США будут сотрудничать со странами-донорами, чтобы обеспечить возможность установки на самолеты новых боеприпасов, Украина получит значимый функционал.

Два боеприпаса, в которых Украина нуждается больше всего, — это AGM-84H/K Standoff Land Attack Missile-Expanded Response (SLAM-ER) и AGM-88E Advanced Anti-Radiation Guided Missile (AARGM), модернизированный вариант HARM. SLAM-ER необходима для замены имеющихся у Украины крылатых ракет воздушного базирования Storm Shadow и SCALP-EG, запасы которых ограничены в связи с ограниченными возможностями производства новых. Преимуществом SLAM-ER является действующая в США линия по их производству с единственным существующим заказчиком — Саудовской Аравией, а также тот факт, что несколько сотен таких ракет находятся на вооружении ВМС США и могут быть переданы Украине. AARGM позволит украинским ВВС перейти от крайне ограниченных операций по подавлению противовоздушной обороны противника (SEAD, suppression of enemy air defenses) к уничтожению противовоздушной обороны противника (DEAD, destruction of enemy air defenses).

В ракете HARM отсутствуют устройства активного самонаведения, и поэтому российские операторы радаров, чтобы избежать попаданий по технике, могут просто выключать свои установки и перемещать их. AARGM решает эту проблему с помощью нового многорежимного устройства активного самонаведения, которое гарантирует, что ракета сохранит наведение на цель в случае отключения вражеских радаров. Это создаст новую проблему для российских подразделений ПВО и контрбатарейных радаров. Даже небольшое количество таких ракет может заставить противника изменить характер своих действий и снизить его боевую эффективность.

Воздействие на ход войны ракет HARM и AARGM, а также других высокоточных управляемых боеприпасов можно усилить путем предоставления Украине контейнеров целеуказания (TGP, Targeting Pod). Как следует из названия, целеуказатели помогают самолетам идентифицировать вражеские цели и наводить на них управляемые боеприпасы. Существует множество различных моделей TGP, но наиболее разумным было бы предоставление Украине AN/ASQ-213 HARM Targeting System (HTS) и AN/AAQ-33 Sniper Advanced Targeting Pod.

HTS — это контейнер целеуказания, предназначенный для повышения эффективности противорадиолокационных ракет. Sniper также может улучшить наведение на средства ПВО противника, но при этом обладает гораздо более широким спектром возможностей. Кроме того, это очень распространенная система, эксплуатируемая многими союзниками США, поэтому запас контейнеров, которые можно передать Украине, достаточно велик. Обе эти системы контейнеров целеуказания совместимы с F-16, которые получит Украина, и хотя HARM и HTS не эксплуатируются ни в одной из стран-доноров, некоторые из них используют Sniper. США, конечно, тоже могут их предоставить. При этом Вашингтон как производитель должен выдать разрешение на реэкспорт.

Важно, однако, чтобы влияние этих систем не преувеличивалось. F-16, которые получит Украина, не изменят общей картины воздушной войны вне зависимости от предоставляемых типов боеприпасов и контейнеров целеуказания. Воздушно-космические силы (ВКС) России все еще намного более многочисленны и технологически совершенны. Небольшого количества модернизированных старых моделей F-16AM/BM Block 20 недостаточно для выполнения наступательных задач в воздухе. Их радары AN/APG-66(V2) уступают радарам, установленным на новейших российских истребителях. Недостаточная дальность фактического обнаружения не позволит им использовать максимальную дальность действия новых AMRAAM C8, которые Украина получит в будущем. В роли самолетов класса «воздух — воздух» F-16 могут дополнить существующий парк Украины, выполняя задачи по защите от российских крылатых ракет и одноразовых беспилотных летательных аппаратов, таких как Shahed/«Герань».

Однако США могут изменить ситуацию, предложив несколько своих F-16. Понятно, что ВВС Украины не получат достаточно самолетов, чтобы сравняться с российскими ВКС, но чем больше они получат, тем более агрессивно смогут действовать при уничтожении ПВО противника совместно с артиллерийскими подразделениями.

Ракеты ATACMS M39 и M39A1 с полезной нагрузкой APAM предназначены для уничтожения вражеских средств ПВО и слабозащищенных целей. Совместное воздействие ATACMS, ракет M30A1/A2 для РСЗО HIMARS/M270 с альтернативными боеголовками, которые используются украинцами уже более года, и новых реактивных снарядов AARGM создаст серьезную угрозу для российской ПВО. Пробив бреши в сети интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны, ВВС Украины получат больше возможностей для оказания воздушной поддержки передовым частям и нанесения ударов по целям, находящимся за линией фронта, с помощью бомб JDAM-ER (Joint Direct Attack Munition Extended Range).

Американские F-16 также предоставят Украине гораздо более серьезные возможности в борьбе с авиацией противника. Даже самые старые из имеющихся на вооружении США самолетов — F-16C/D Block 25, — благодаря радарам AN/APG-68 значительно превосходят истребители, предлагаемые европейскими странами. Увеличение дальности обнаружения, обеспечиваемое этими радарами, позволит F-16 поражать российские самолеты с помощью ракет AMRAAM на гораздо бóльших расстояниях. Именно на этом варианте самолета, скорее всего, обучаются украинские летчики, проходящие подготовку в Аризоне. Любой из более новых вариантов F-16 обеспечил бы еще больше преимуществ, но ВВС США отдадут предпочтение поставкам самых старых моделей.

Главное — изменение подхода к военной помощи Украине

Ни ATACMS, ни F-16 не являются решающим оружием для победы в войне, но это ключевые элементы, необходимые для победы Украины. В возможностях России и Украины сохраняется значительная асимметрия. Украине необходимо иметь паритет или даже превосходство в как можно большем количестве показателей, чтобы довести войну до быстрого и решительного завершения. Дополнительные поставки артиллерийских и минометных боеприпасов, танков, боевых машин пехоты, бронетранспортеров, грузовиков — список можно продолжать.

Но самое главное — в западных столицах должен измениться сам подход к оказанию помощи Украине. Мы должны перестать лишь реагировать на действия России и перестать принимать решения, основанные на нашем собственном восприятии потребностей Украины на поле боя. Мы должны проявлять инициативу в поставках систем, которые создадут трудности для России. НАТО обладает преимуществом по сравнению с Россией, и настало время это преимущество использовать.

Источник: theins.ru

Pentru mai multe informații abonează-te la canalul nostru de TELEGRAM

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.