«Главная идея, которой бредит Белоусов, – экономическая мобилизация». Что известно о новом министре обороны России?
Владимир Путин 12 мая подписал приказ об увольнении министра обороны России Сергея Шойгу. Он станет секретарем Совбеза России вместо Николая Патрушева, чье назначение обещали огласить позднее. Вместо Шойгу министром обороны Путин предложил назначить первого вице-премьера, экономиста Андрея Белоусова.
Эксперты считают, что Белоусов назначен на пост министра обороны в первую очередь для того, чтобы поставить всю экономику России на военные рельсы: он прекрасно знает возможности предприятий России – в частности, где и какие заказы военной продукции можно разместить.
«Для России назначение Белоусова значит тотальную мобилизацию и милитаризацию на всех уровнях», – подчеркивает политолог Иван Преображенский.
Это же подтвердил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков: он объяснил предложение назначить Белоусова на должность министра обороны необходимостью вписать «экономику силового блока в экономику страны».
При этом Белоусов не новичок в ВПК: в правительстве в последние годы он, в частности, курировал нацпроект «Беспилотные авиационные системы», в рамках которого выпускаются дроны.
*****
Белоусов многие годы работал в правительстве на разных должностях в экономическом блоке, а также был помощником Путина по экономическим вопросам.
«В 2011 году Белоусов помог Путину переизбраться на третий срок, – утверждается в телеграм-канале журналистки Фариды Рустамовой. – Гуляя по Эрмитажу, он придумал Агентство стратегических инициатив (АСИ). АСИ и появившейся тогда же «Народный фронт» стали частью предвыборной программы Путина. Причем после выборов проект не заглох. Став министром экономики, Белоусов вместе с АСИ писали дорожные карты для улучшения инвестклимата в России. В итоге Россия поднялась в рейтинге Doing Business cо 123-го на 28-е место».
Как пишет издание The Bell, в 2014 году Белоусов был единственным из экономистов в окружении российского президента, кто поддержал аннексию Крыма.
В последние годы Белоусов был «одержим идеей технологического суверенитета России», отмечается в канале Фариды Рустамовой. Под его руководством была написана концепция технологического развития до 2030 года – к этому сроку, по замыслу Белоусова, Россия должна научиться производить чипы, высокоточные станки, самолеты, беспилотники, медицинское оборудование и ПО.
Иностранное финансирование
До прихода в правительство и Администрацию президента в 2006 году экономист Белоусов управлял Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), который собирал данные об экономике России. Он проводил исследования и готовил аналитические записки для органов власти, бизнеса и международных организаций. При этом одним из источников финансирования Центра в первой половине 2000-х годов было Агентство США по международному развитию (USAID), обнаружил расследовательский проект «Система». Иностранное финансирование, которое получал центр, не помешало развиться взглядам Белоусова, которые можно назвать «супергосударственническими».
В отчете USAID за 2001 год Белоусов и его центр указаны в качестве грантополучателя по программе поддержки независимых экономических «мозговых центров». В 2004 году Белоусов на грант USAID опубликовал работу «Развитие российский экономики в среднесрочной перспективе: анализ угроз». В частности, он оценил состояние оборонной отрасли страны и пришел к выводу, что сформированный в советское время задел оборонных НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) будет исчерпан в течение трех-пяти лет. «Из десяти технологических направлений, имеющих решающее значение для обеспечения современного уровня выпускаемой оборонной продукции и ее конкурентоспособности, Россия только по двум (лазерные и ядерные технологии) находится на мировом уровне», – писал будущий министр обороны.
В сети можно найти отчет ЦМАКП по проекту «Условия реализации конкурентных преимуществ российской экономики (макроструктурный подход)», который был осуществлен в 2005 году, также на средства USAID. Директор проекта и автор отчета – Белоусов Андрей Рэмович, говорится в документе. В метаданных (скрытых характеристиках) файла его автором указан пользователь belo. Белоусов писал, что подготовленные в рамках этого проекта материалы направлялись в секретариат правительства и министерство экономического развития. На тот момент он был внештатным советником премьер-министра Михаила Фрадкова.
На сайте ЦМАКП периодически публиковались отчеты об участии Белоусова в мероприятиях USAID в России. Так, в 2004 году он выступил с докладом на семинаре с участием лауреата Нобелевской премии Лоуренса Клейна, посвященном проблемам развития методологии экономического прогнозирования. В новости на сайте Центра указано, что мероприятие проводилось в рамках проекта USAID и IRIS (Центр институциональных реформ и неформального сектора Университета Мэриленда).
****
Кирилл Мартынов, главный редактор «Новой газеты. Европа», в интервью Настоящему Времени назвал назначение Белоусова «поразительным событием», которое «никто не мог предсказать». Он отмечает его ультрагосударственнические взгляды и подчеркивает: «Это предельно лояльный Путину человек: он считает, что нужно увеличивать расходы бюджета, возможно, воссоздавать госплан».
– Кто такой Белоусов и представляет ли он какие-то кланы в российcком ВПК?
– Белоусов не связан с конкретными кланами. Он ближе всего к так называемым технократам в правительстве, ближе всего к людям вроде Кириенко и так далее.
При этом у Белоусова очень четкое собственное видение экономических задач России. Он так называемый кейнсианец. Он считает, что нужно увеличивать расходы бюджета, строить инфраструктуру, заниматься планированием, возможно, воссоздавать госплан. И конечно, с учетом того, что только по официальным данным, семь процентов валового продукта России сейчас тратится на войну, у Белоусова здесь есть где развернуться: он может эти семь процентов начинать тратить так, как он всегда хотел.
Плюс это предельно лояльный Путину человек, он единственный из экономического блока правительства, кто всегда поддерживал все те авантюры, в которые Путин втаскивал страну, и никогда не высказывал каких-то сомнений.
Есть еще дополнительный момент, связанный с тем, что он может вернуть в обойму врагов Шойгу, таких как, например, генерал Суровикин, потому что он никакими клановыми интересами внутри министерства обороны и внутри силовых ведомств не связан.
– Я видел мнение, что он нужен, чтобы сейчас поставить, наконец, экономику России на военные рельсы. Это может быть правдой?
– Да, совершенно верно. Это то, о чем я начал упоминать, когда говорил, что он кейнсианец и предлагает увеличивать расходы. Главная идея, которой бредит Белоусов, – это, конечно, экономическая мобилизация во имя тех целей, которые были поставлены Путиным.
Другое дело, что российская экономика и так уже поставлена на военные рельсы, она растет исключительно за счет войны. И с точки зрения рынка труда, и с точки зрения технологий, и финансов – все инвестируется в войну. В принципе Белоусов может довести это до логического завершения.
Есть версия, что Путин таким образом готовится к долгой войне, что Белоусов тоже пришел всерьез и надолго. И тут экономисты сразу начинают говорить, что если Белоусову действительно дадут порулить, это все может привести к еще большим структурным проблемам российской экономики, когда кроме военного сектора ничего не останется.
Источник: www.currenttime.tv
Комментарии закрыты.