На прошлой неделе бывший прокурор Виктория Фуртунэ, активно критикующая действующую проевропейскую власть в Кишиневе, объявила о том, что хочет претендовать на должность президента этой осенью.
Свое заявление Фуртунэ сделал там, где никто не ожидал — в непризнанном Приднестровье. Юрист по образованию — Виктория Фуртунэ — не смутил этот факт. В свою речь она успела вставить даже несколько нарративов, которые активно продвигают представители местно де-факто власти.
Экс-прокурор говорила много о милитаризации Республики Молдова. Эта тема не раз звучала с экранов приднестровских СМИ, подконтрольных местным олигархическим кругам и даже в российской пропаганде. Сам факт присутствия молдавского юриста на территории Приднестровья должен был вызвать вопросы у местных силовых структур, которые регулярно задерживают там журналистов из Кишинева за попытки снять хоть какие-то репортажи.
«Кишинев готовится опять открыть приднестровский фронт»
Публикация с таким заголовком появилась на сайте «Независимой газеты». Заголовок — не просто так. Это одна из ключевых фраз, которой Фуртунэ выделила особое место в своем дискурсе. И не просто так, а для того, чтобы потом появиться уже в заголовках прокремлевских СМИ, пытающихся навести на мысли о том, что «Кишинев милитаризуется», чтобы якобы напасть на Приднестровье.
На самом деле …
Кишинев не раз говорил, что попытки модернизировать Национальную армию, не стоит путать с «милитаризацией», термин введенный российской пропагандой для того, чтобы указать на некую «агрессивную сущность» Молдовы. Модернизация армии, уверяет министр обороны страны Анатолий Носатый, связана с тем, что техника и вооружение, оставшиеся у Молдовы, настолько устарели, что ни к чему не пригодны.
Партнеры Молдовы помогают стране в этом направлении, но речь не идет о летальном оружии, а скорее о неких базовых вещах или снаряжении, без которого существование армии просто невозможно: это медицинские наборы, это дроны, это тепловизоры, это мобильные медицинские пункты и так далее.
Нарратив о том, что Кишинев готовится напасть на Тирасполь уже давно не работает, хотя на левом берегу его регулярно пытаются притянуть за уши в самые нелепые моменты. Как это было, например, несколько месяцев назад, когда так называемые глава «МИД» региона Виталий Игнатьев предложил Кишиневу подписать документ о неком «исключительно мирном урегулировании» приднестровского конфликта.
В Бюро реинтеграции к этой бумаге серьезно не отнеслись, так как не раз подчеркивали на всех национальных и международных площадках свою приверженность решать этот вопрос исключительно мирно и дипломатически. Более того, все планы и стратегии Кишинева по реинтеграции приднестровского региона прописывают это намерение и основаны на законе принятом в 2005 году, говорит вице-премьер Олег Серебрян.
«Этот закон, если хотите, это красная линия, за которую мы не можем переступать», — говорил Серебрян в 2023 году.
Комментарии закрыты.