COVID: с какими проблемами сталкивается ЕС при вакцинации?
Европейский союз (ЕС) заявил о возможности остановки экспорта AstraZeneca в Великобританию, утверждая, что действующие договоренности замедляют внедрение собственной программы иммунизации.
ЕС критикуют за темпы вакцинации: прививку получили лишь 14% населения, в то время как в Великобритании – 47%.
В ЕС озабочены тем, что Великобритания несправедливо отдавали преимущество при подписании контрактов с производителями вакцин, офисы некоторых из них при этом находятся в ЕС.
Последние разногласия связаны с производством препарата AstraZeneca в Нидерландах. Официальный представитель ЕС сказал, что сыворотку следует распространять среди стран-членов Евросоюза, а не отправлять в Великобританию.
24 марта Европейская комиссия заявила, что ЕС экспортировал 10,9 млн доз в Соединенное Королевство, однако взамен оно не экспортировало ни одной дозы.
Лидеры ЕС могут рассмотреть меры по приостановке поставок вакцин в Великобританию. В вопросах экспорта сыворотки в другие страны предлагается исходить из того, сколько они сами экспортируют, а также на показателях заболеваемости и вакцинации.
Почему вакцинация в ЕС началась так, как она началась?
В июне 2020 года все 27 государств-членов присоединились к единой системе, возложив на ЕС основную ответственность за закупку вакцин. Однако ЕС медленнее, чем Великобритания, вел переговоры по контракту о закупке AstraZeneca, что вызвало проблемы с поставками. Он также подписал соглашения с Pfizer-BioNTech и Moderna, которые запоздали с производством и поставками.
В феврале президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен признала неудачи ЕС, связанные с вакцинами, заявив: «Мы опоздали с утверждением. Мы были слишком оптимистичны, когда дело касалось массового производства, и, возможно, были слишком уверены в том, что то, что мы заказали, действительно будет доставлено вовремя».
ЕС одобрил вакцину Johnson & Johnson и достиг соглашений о закупке еще двух вакцин — Sanofi-GSK и CureVac — после того, как они пройдут клинические испытания.
Проблемы с AstraZeneca
В январе Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) одобрило использование вакцины Oxford-AstraZeneca для всех возрастных групп, но ряд стран ЕС первоначально отказался рекомендовать ее применение в отношении людей старше 65 лет.
Позже Франция и Германия пересмотрели свою позицию и в начале марта одобрили вакцинацию данным препаратом людей в возрасте от 65 до 74 лет. Тем не менее, они были среди 13 европейских стран, которые в марте снова прервали начало вакцинации препаратом AstraZeneca после сообщения о том, что у небольшого числа людей после прививки образовались тромбы.
Вакцинацию перезапустили после того, как EMA заявило, что нет никаких доказательств того, что вакцина вызвала тромбы. Однако французские власти говорят, что только люди в возрасте 55 лет и старше должны получать прививку Oxford-AstraZeneca.
Новости об AstraZeneca привели к падению доверия к вакцине в ЕС. Опрос компании YouGov показывает, что только треть немцев и 23% французских респондентов теперь считают, что данная вакцина безопасна.
Могут ли страны ЕС заключать собственные соглашения?
Государствам-членам разрешается заключать отдельные соглашения с производителями вакцин, не подписавшими соглашения с ЕС. Венгрия и Словакия закупили российскую вакцину «Спутник V», об этом думает и Чехия.
Австрия и Дания объявили, что они объединяют усилия с Израилем для производства вакцин второго поколения против новых штаммов коронавируса.
Согласно условиям действующей в ЕС системы, государства-члены не должны подписывать свои собственные контракты с производителями вакцин, с которыми у ЕС уже есть соглашение.
Однако в сентябре правительство Германии подписало собственное соглашение с Pfizer на дополнительные 30 миллионов доз.
В январе Европейская комиссия отказалась дать оценку данному соглашению, нарушает ли оно утвержденные в ЕС условия.
Великобритания одобрила вакцину Pfizer в ноябре, почти на три недели раньше, чем регулирующие органы ЕС. Британские власти заявили, что страна не находится в составе ЕС, поэтому она может действовать быстрее.
Великобритания могла бы присоединиться к европейской схеме вакцинации в прошлом году, когда она все еще находилась на переходном этапе с ЕС, но предпочла этого не делать. Иначе Великобритания не смогла бы подписать собственные соглашения о поставках AstraZeneca.