Украинские военные осваивают новый способ доставки пищи и боеприпасов на передовую – дронами. В условиях, когда добраться до позиции пешком крайне опасно, доставка беспилотниками – единственный способ поддержать солдат. Раньше с дронов сбрасывали лишь воду или самое необходимое. А с недавних пор украинские военные начали собирать и большие посылки. Этот метод логистики уже получил свое название – дронопочта.
Все начинается с листа пенопласта. Его режут по шаблону. Все посылки – одинакового размера.
«Когда мы начинали это делать, то мы просто канцелярским ножом это все резали. Но когда объемы у нас начали увеличиваться, возник вопрос упрощения и оптимизации производства», – рассказывает Ростислав Своричевский, идейный вдохновитель цеха. Сейчас он военнослужащий 57-й отдельной механизированной бригады, которая обороняет Волчанск. В прошлом – глава села с инженерным образованием.
«Командование поставило задачу обеспечить позиции в первую очередь водой. Пробовали разные варианты, чтобы максимально сохранить воду, – говорит он. – Идея такой дронопочты – не новая. Во время других военных конфликтов сбрасывали с самолетов, с вертолетов все необходимое».
В нынешней войне считается, что дойти и отойти от нулевой позиции – куда опаснее, чем там находиться. Поэтому грузы на позиции доставляют дронами, а коробки для них делают на станке, который спроектировал Ростислав.
«Я еще с детства резал пенопласт разными приспособлениями. Отец мой когда-то этим занимался и мне показывал, я помню, как оно работает. Тут ничего нового нету», – признается военнослужащий.
Солдаты, работающие в цеху, ограниченно годны. Но работу в армии для них нашли. Один из них – 55-летний Олег. Он успел повоевать и возле Херсона, и возле Бахмута. Но возраст берет свое, из-за болезней его списали в резервную роту. А уже оттуда перевели в этот цех.
Станок, сделанный из ящиков из-под боекомплекта, тоже самодельный. Его, рассказывает Ростислав, произвели из подручных материалов, оптимально подошел мотор стеклоочистителя от «Опеля».
«Есть стандартный набор – это вода, еда. Сухпай – хлеб, сладости, печенье. Сигареты, медикаменты, теплые вещи, свечи, пауэрбанки для зарядки радиостанций», – описывает Ростислав наполнение посылок.
Коробку будут сбрасывать с высоты. Поэтому из бутылок, чтобы они не взорвались во время удара, сливают 50 грамм. Все упаковывают и еще раз укрепляют.
Каждый день в цеху производят около 20 ящиков. Ежедневный бюджет мастерской – около 150 долларов. Раньше помогали волонтеры, пытались организовать сборы средств. Но сейчас все деньги – личные.
«Люди уже начали привыкать к войне. И ресурсы начинают уменьшаться, – говорит Ростислав. – Раньше все были сообща, окрыленные одной идеей победы. А сейчас немного энтузиазм, к сожалению, у людей угас».
Сейчас Ростислав пытается оптимизировать процесс, удешевить его. Практика показала: доставка дронами всего необходимого на позицию – эффективна и безопасна. Она используется не только в этом подразделении, но только здесь к процессу подошли с таким энтузиазмом. Тут верят: дронопочта – важный виток развития логистики на войне.
«Очень приятно, когда хлопцы выходят с позиций, приезжают к нам, благодарят и привозят гостинцы для тех, кто еще на позициях. Они вышли и хотят помочь, и они знают те нужды, либо хлопцы им что-то заказывают. Доходило до того, что мы даже шаурму отправляли», – говорит Ростислав.
Когда стемнеет, за этими посылками приедут операторы дронов. Именно они доставят все на передовые позиции.
Доставлять посылки будет старший экипажа – Назар, солдат 67-й бригады ВСУ. Сейчас ему 25 лет. Когда началась полномасштабная война, он работал в Польше. По украинским законам был слишком молод для призыва.
«Когда родители утром позвонили и сказали: «Назар, у нас началась война», я сразу собрался и поехал домой», – рассказывает военнослужащий.
Сейчас он оператор дрона «Вампир» – это самый большой украинский дрон-бомбардировщик, он может поднимать тяжести. Каждая посылка для отправки подписана – кому и в какое подразделение. Но ситуация в Волчанске тяжелая, отправка посылки откладывается.
Российские войска контролируют северную часть Волчанска. Практически весь центр города – «серая» зона, где бои ведутся за каждый подвал. И когда в военных сводках говорят об успехе той или иной стороны в городе, речь идет о нескольких отвоеванных подвалах.
«Наша бригада заехала, когда все это начиналось в Волчанске. И мы еще застали целый Волчанск. Ну, а сейчас это руины», – говорит Назар.
«Я бы назвал это войной, где все в подвалах. Подвалы, катакомбы – все, что там осталось. Погреба. Целого дома вы там не найдете», – подтверждает его побратим.
Цель вылета – подвал с российскими пилотами дронов. На несколько минут в небольшом подвальчике, где работают военнослужащие 67-й бригады ВСУ, воцаряется тишина. У операторов дронов в глазах азарт, как у фанатов во время футбольного матча. Потом несколько минут ожидания, пока по соседней цели работает другой экипаж. Цель не добили. Назару говорят «взлетать» опять.
И так, на азарте, еще несколько часов подряд. Экипаж уничтожил российский блиндаж, БМП и попал противотанковой миной в маленькое отверстие в крыше укрытия российской пехоты. И лишь к двум часам ночи экипажу дают команду доставить посылки.
«Это быстро. Могут заказать, например, боекомплект, и через час он будет у них. А если гнать человека, то это транспорт, дорога. И подходы к позициям простреливаются», – объясняют военнослужащие.
Сбросить посылку нужно как можно ближе к укрытию – любое передвижение в городе крайне опасно.
В этом блиндаже не говорят об окончании войны. Здесь слабо верят в обещания ее закончить за 24 часа или за месяц. Но здесь не отчаиваются. Верят: оптимизм – лучшее качество среди разбитых подвалов Волчанска.
Источник: www.currenttime.tv