Додон — гибридный инструмент политики Кремля. Кто им руководит

292

Проект «Досье» российского предпринимателя и политика Михаила Ходорковского опубликовал расследование о деятельности генерала Службы внешней разведки Владимира Чернова. Согласно докладу dossier.center, Чернов руководит кремлевскими агентами в странах ближнего Зарубежья, прикрываясь Управлением по культурным связям. Официально он занимает в администрации Путина должность управляющего департамента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. В число основных задач управления входит информирование Путина о положении дел в Приднестровье, Молдове, Грузии, Армении и других странах ближнего зарубежья. 

В структуру департамента, возглавляемого Черновым входят секретариат, заместители, советники и пять департаментов. За каждым начальником департамента закреплены определенные страны СНГ, подконтрольные СМИ и десятки агентов влияния.

«Например, Молдову и Приднестровье курирует старожил управления Игорь Маслов. Дел у Игоря Венедиктовича сейчас хватает: в ноябре этого года в Молдове намечены президентские выборы, и «ставленнику Москвы» Игорю Додону нужна его поддержка», — передает Досье.

Ещё в 2014 году, опозиционное информационное агентство Омега писало, что «Додон добивается встречи с Путиным в целях продвижения своего имиджа в избирательной кампании, как человека, которого поддерживает Москва».

В ноябре 2014 Игорь Додон на своей странице в сети facebook пишет: «Лидеры Партии социалистов (ПСРМ) Зинаида Гречаный и Игорь Додон встретились во вторник с президентом России Владимиром Путиным».

«Гречаный и Додон участвовали в торжественном приеме в Кремле по случаю Государственного праздника Российской Федерации Дня Народного Единства. По завершении приема состоялась рабочая встреча лидеров ПСРМ с президентом России В. В. Путиным», — написал Додон, не приведя никаких подробностей встречи.
С главой партии социалистов Молдавии Игорем Додоном (справа) и бывшим премьер-министром Молдавии Зинаидой Гречаный.

Президент Путин на встрече в 2014 году с тогдашним главой партии социалистов, а ныне президентом Игорем Додоном (справа) и Зинаидой Гречаный (тогда — бывший премьер-министр, ныне — спикер парламента). 

На сайте президента России эту встречу назвали «краткой», а обсуждались на ней «вопросы, связанные с нынешним состоянием и перспективами двусторонних отношений России и Молдавии». Тогда, в 2014 году, за неделю до этой встречи, ИА Omega писало что «кураторами» Додона в Москве, которые организовали «PR-рукопожатие» с Путиным, являются начальник Управления Президента России по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владимир Александрович Чернов и его заместитель Игорь Венедиктович Маслов, о которых и пишет «Досье» Михаила Ходорковского.

Кто создал Додона?

В конце 2011 года, на прошедших в Приднестровье президентских выборах, один из кандидатов — Анатолий Каминский, который выбыл во втором туре — предлагал жителям левобережья Днестра «реинтегрироваться» в РМ на правах даже не федерации, а конфедерации. Тогда, Regnum.ru писал, что Каминского упорно продвигал начальник управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Сергей Винокуров.

Проиграв выборы Евгению Шевчуку, который неоднократно подчёркивал, что будет продолжать курс на независимое от РМ существование Приднестровья, Винокуров попробовал продвинуть идею о «федерализации» в рядах оппозиции в Молдове. Хотя он и понимал, что ни одна из партий, составляющих правящий в Молдове Альянс, на это не пойдёт, Винокуров пытается создать в Молдове некие альтернативные Партии коммунистов партии на левом фланге, чтобы, с одной стороны, размывая электорат партии Воронина, оттягивать его на эти партии, а, с другой стороны, после парламентских выборов попробовать объединить их усилия для продвижения пресловутой федерализации.

Эту идею подтверждает уход «группы Додона» из партии Коммунистов в ноябре 2011 года (вместе с Игорем Додоном фракцию ПКРМ покинули депутаты Зинаида Гречаная и Вероника Абрамчук- прим. ред.) и  создание новой фракции Социалистов в парламенте. О том, что покинувшие ПКРМ Додон, Гречаная и Абрамчук связаны с идеей Винокурова о федерализации страны говорит то, что летом 2012 Додон и Абрамчук принимают участие в международной конференции в Тирасполе по приглашению некоторых московских чиновников.

Хотя тематика форума была связана с миротворческой операцией, на конференции в Тирасполе Додон агитировал жителей левобережья отказаться от курса на независимость и пойти на различного рода проекты по вхождению в состав РМ. На тот момент, лидер Партии социалистов в своем выступлении заявил, что «наступило время дать старт серьезным дискуссиям по проекту федерализации страны, как единственного приемлемого решения реинтеграции Республики Молдова».

На этом форуме тогда приняли участие и многие российские политические представители, в том числе и Григорий Карасин, который тоже заявлял, что российская сторона «не исключает решения приднестровского конфликта в формате, например, федерации. Был и Игорь Маслов, который по версии «Досье» Ходорковского, является в настоящий момент куратором Додона.

«Наш человек»

С момента обретения значительной политической независимости Додона от ПКРМ в 2011 и до фактического прихода к власти, Игорь Николаевич продвигает идею о «стратегическом партнерстве» с Российской Федерацией. На первый взгляд выглядит так, что Россия в очередной раз наступает на старые грабли, а именно поддерживает в стране ближнего зарубежья какого-то одного политического лидера, который кажется наиболее близким и понятным, в надежде договориться о том самом, эксклюзивном «стратегическом партнерстве».

Основными элементами этого партнерства в случае Молдовы многие считают вступление страны в ЕАЭС при фактическом отказе от ассоциации с Евросоюзом, а также объединение с Приднестровьем на принципах асимметричной федерации по модели, предлагавшейся в рамках меморандума Козака в 2003 году. Додон пользуется элементами этого «стратегического партнерства», не только для выполнения своих соглашений с Кремлём, но и для удержания рычагов власти в своих руках.

Постоянные визиты в Москву и возвращение Додона оттуда с «новыми договоренностями» и «неоднократными встречами с российским лидером», представляются им довольно тенденциозно: будь то на своей странице в Facebook или в прессе, находящейся под его контролем, Додон выставляет такие события, как личное достижение, манипулируя таким образом общественным мнением.

С 2019 года российская сторона периодически отменяет эти таможенные пошлины на шесть месяцев. Таким образом, эта тема становится основной в переговорах между президентом Додоном с российскими политиками, которых он то просит продлить отмену таможенных пошлин, то благодарит их за то, что они это сделали.

Более того, Додон спекулирует и на теме интеграции республики в Евразийский Экономический Союз, где Молдове выдали статус наблюдателя. Додон, под предлогом возврата молдавской продукции на российский рынок, пытается исполнить один из элементов сотрудничества с Кремлем. Однако молдавский экспорт в страны ЕС сильно вырос за последние годы, что означает, что российский рынок более не жизненно важнен для Молдовы, особенно на фоне экономической стагнации в России, из-за которой падает спрос прежде всего на продовольственные товары.

Не стоит забывать и о масштабной информационной поддержке, которую Москва оказывает молдавскому президенту: он регулярно дает большие интервью ключевым российским государственным СМИ, а его деятельность активно освещается ими в положительном ключе. Новости о нём ежедневно публикует государственное информационное агентство России ТАСС, а в начале этого года мы писали о том, что Додон наградил Михаила Гусмана, гендиректора ТАСС «Орденом Республики».

Pentru mai multe informații abonează-te la canalul nostru de TELEGRAM

Вам также могут понравиться

Комментарии закрыты.