Гибридный «револьвер» и его шесть пуль
Изучение гибридных инструментов и технологий, используемых для их применения, сегодня становится насущной необходимостью для большинства европейских стран. Следует понимать, что их применение длится достаточно долго, чтобы создать основу для изучения, а необходимость принятия контрмер останется актуальной еще много лет.
Гибридный револьвер
Не только Россия использует гибридные инструменты; соблазн использовать подобные технологии существует и в других странах, где прослеживается интересная взаимосвязь: чем меньше власть зависит от результатов выборов, тем больше вероятность использования гибридных технологий. Именно поэтому демократические процессы часто подвергаются гибридному давлению.
Еще один очевидный момент: гибридная деятельность основана на опыте холодной войны, но сегодня она используется более интенсивно в связи с ускорением обмена информацией. Легко понять желание Российской Федерации максимально приблизить международный контекст к формату биполярного противостояния, в котором привыкли работать советские спецслужбы. Что касается спецслужб, то использование гибридного влияния обычно зависит от собранных разведданных. Это подтверждает гипотезу о том, что использование гибридного влияния является прерогативой государства и элементом государственной политики.
Элементы гибридного влияния диалектичны по своей природе. С одной стороны, существует всего несколько наиболее эффективных из них, а способ их использования напоминает ствол револьвера. Она вращается вокруг потребностей клиента, а применение технологии напоминает выстрел из пистолета. С другой стороны, почти каждый сектор общественной жизни может стать гибридной сферой влияния. Вопрос лишь в том, сколько информационных, финансовых и организационных ресурсов будет использовано для достижения поставленных целей. Уместность аналогии усиливается тем, что револьвер не является новой технологией, и оружие, использующее эту технологию, производится и сегодня.
Что такое ствольные трубы? Каким типом технологии/пули они заполнены? Продолжая аналогию с бочкой, я заметил, что существуют различные типы гибридных ударных инструментов — от патрона с небольшим количеством пороха до взрывного патрона, способного нанести смертельный удар опасному противнику. Государство, использующее технологию гибридного воздействия, иногда выглядит как опасный вооруженный преступник, и это нужно понимать совершенно четко.
Почему пример Украины уместен в этом контексте? Наша страна ощутила влияние гибридных технологий еще до оккупации Россией Крыма и начала боевых действий на Донбассе. В течение почти 30 лет после провозглашения независимости Украина воспринималась политической элитой России как временно утраченная территория, и ее отношения с Украиной были соответствующими. Из событий последних семи лет можно сделать один вывод: в демократическом обществе противодействие гибридному влиянию — это не только обязанность государства, но и вызов гражданскому обществу и его способности отражать атаки на суверенитет страны.
Шесть пуль в гибридном стволе
Фальшивые новости и дезинформация являются самым мощным и универсальным «патроном» в гибридном стволе, и невозможно представить себе гибридный эффект без использования фальшивых новостей. Они могут появляться в любой сфере жизни, влиять на наши эмоции с самого начала, а иногда казаться невинными шалостями (розыгрышами, например, звонками) или сатирическими посланиями властям. Однако главная угроза фальшивых новостей заключается в том, что они стирают тонкую грань между правдой и вымыслом и способны создать параллельную реальность. Вспышки дезинформации, представляющие серьезную угрозу государственному суверенитету, неоднократно отмечались в чувствительные моменты истории страны, когда возникали вызовы национальной безопасности. Возможно, главная угроза феномена фейковых новостей заключается в недооценке опасности, которую он представляет для государства и общества.
Кибернетические атаки. С ними то и дело сталкиваются в Соединенных Штатах, возможно, самой могущественной стране в мире на сегодняшний день. Хотя президенты США и России, Джозеф Байден и Владимир Путин, упомянули о них в своей встрече, на самом деле проблема носит глобальный характер. Россия упорно отрицает свою причастность к кибератакам на Запад. Кремль еще не пойман с поличным. Справедливости ради следует признать, что существует множество стран, обладающих технологическими возможностями для осуществления подобных атак, но эти средства маскируются созданием «независимых ассоциаций» хакеров. Кибератаки требуют глобального реагирования, прежде всего, из-за риска масштабной катастрофы.
Фальшивые новости и дезинформация являются самым мощным и универсальным «патроном» в гибридном стволе, и невозможно представить себе гибридный эффект без использования фальшивых новостей. Они могут появиться в любой сфере жизни, они могут влиять на наши эмоции с самого начала, а иногда они выглядят как невинные шалости (например, телефонные розыгрыши) или сатирические послания властям. Однако главная угроза фальшивых новостей заключается в том, что они стирают тонкую грань между правдой и вымыслом и способны создать параллельную реальность. Вспышки дезинформации, представляющие серьезную угрозу государственному суверенитету, неоднократно отмечались в чувствительные моменты истории страны, когда возникали вызовы национальной безопасности. Возможно, главная угроза феномена фейковых новостей заключается в недооценке опасности, которую он представляет для государства и общества.
Дискредитация страны на международной арене. Не все страны могут создать привлекательный имидж на международной арене. Внешняя политика страны может быть атакована в ключевые моменты ее дипломатической деятельности (выполнение критериев вступления в ЕС, подписание крупных контрактов и т.д.). Однако в регионе Центральной и Восточной Европы существует множество конфликтов, которые не были должным образом разрешены в прошлом. Воланская трагедия 1943-1944 годов, например, до сих пор отравляет отношения между Польшей и Украиной. Отношения продолжают портиться из-за вандализма в отношении памятников, а в 2017 году неизвестные злоумышленники обстреляли из гранатометов Генеральное консульство Польши в Лужтыке, административном центре Волыни.
Страны также можно очернить, обвинив их в сотрудничестве с другими государствами, нарушающими международные нормы поведения. В августе 2017 года Украину обвинили в сотрудничестве с Северной Кореей в разработке технологии баллистических ракет — обвинение, которое оказалось хорошо продуманной попыткой манипуляции. Оперативная реакция Министерства иностранных дел Украины помогла погасить скандал, но нет гарантии, что подобные приемы не будут использоваться в будущем. По сути, сама Россия является лишь испытательным полигоном для таких методов, прежде чем они могут быть использованы в других странах. Наиболее показательными примерами являются фактическая охота на лидера непарламентской оппозиции Алексея Навального или фиаско, последовавшее за аннексией Крыма в 2014 году.
Вмешательство в демократические процессы. Его можно назвать «патроном» с небольшим количеством пороха, поскольку это не всегда можно доказать. Мы могли наблюдать этот процесс, когда Нидерланды провели референдум по Соглашению об ассоциации Украины с ЕС, который дал отрицательный результат. Гораздо более известны попытки манипулирования в кампании Brexit или вмешательство в президентские выборы в США в 2016 году.
О деятельности России тогда сообщалось, поэтому манипуляторы, вероятно, достигли своей главной цели: ослабили доверие к демократическим процессам, что, в частности, привело к штурму Капитолийского холма 7 января 2021 года сторонниками Дональда Трампа и значительным процентом людей, считающих, что результаты президентских выборов в США 2020 года были сфальсифицированы.
Обесчеловечивание своего противника. Однако на постсоветском пространстве он используется в гибридных ситуациях. История о «распятом мальчике» в июле 2014 года основана на спекуляциях об обстоятельствах смерти 5-летнего мальчика под Горловкой на территории, контролируемой украинским правительством. Дегуманизация противников происходит не только там, где идут боевые действия: белорусский президент Лукашенко называет своих политических оппонентов «нацистами», прекрасно зная, как это название воспринимается в стране, которая сильно пострадала от нацистской оккупации во время Второй мировой войны.
Источник: veridica.ro
Комментарии закрыты.