На Навального и его соратников завели новое дело — о создании экстремистского сообщества
Следственный комитет России возбудил дело о создании экстремистского сообщества в отношении оппозиционера Алексея Навального и двух его соратников — Леонида Волкова и Ивана Жданова. Еще несколько сторонников Навального подозреваются в участии в экстремистском сообществе, говорится в сообщении на сайте СКР.
Следствие считает, что деятельность «экстремистского сообщества» была направлена на «дискредитацию органов государственной власти и проводимой ими политики, дестабилизацию обстановки в регионах». Кроме того, считает следствие, фигуранты дела создавали протестные настроения и проводили протестные акции, перерастающие в массовые беспорядки.
Подозреваемыми по статье об участии в этом сообществе проходят Любовь Соболь, Георгий Албуров, Руслан Шаведдинов, Вячеслав Гимади, Павел Зеленский и Рустем Мулюков — им грозит до шести лет колонии.
Адвокат Навального Вадим Кобзев сказал Би-би-си, что его не уведомили о возбуждении уголовного дела. По его словам, СКР обычно отправляет адвокатам постановление о возбуждении уголовного дела почтой, и информации в таких документах не намного больше, чем в пресс-релизах ведомства.
По его словам, в феврале, когда в отношении Навального возбудили дело о создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан, «логика следствия предполагала, что Навальный изобрел машину времени и отправил на 10 лет назад в прошлое» (это уголовное дело связано с созданием ФБК в 2011 году, экстремистской организацией фонд признали в 2021 году).
«Здесь, видимо, аналогичная ситуация, никак иначе объяснить логику СК не могу», — сказал Кобзев Би-би-си.
Летом этого года российские власти признали все структуры Навального экстремистскими и запретили их деятельность.
Сам Навальный с февраля находится в исправительной колонии во Владимирской области. После того как политик вернулся в Россию из Германии, где проходил лечение после отравления, ему заменили условный срок по делу «Ив Роше» на реальный, обвинив в нарушении условий испытательного срока.
Без учета возбужденных впоследствии уголовных дел Навальный мог бы выйти на свободу в октябре 2023 года.
Что говорят соратники Навального
«Очевидно, это дело было возбуждено как реакция на прошедшие выборы, — сказала Би-би-си уехавшая из России пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш. — Кремль болезненно воспринимает мобилизацию людей, а «Умное голосование» в очередной раз показало, какой существует потенциал для объединения в обществе».
«Нам ясно дают понять, что на свободу его выпускать не собираются до тех пор, пока Путин остается у власти». По ее словам, в случае остальных обвиняемых уголовное дело — это страховка от того, что кто-то из них вернётся в Россию. «Цель Кремля — надежно зачистить политическое поле, чтобы следующие выборы прошли в полном соответствии с их планом», — добавила Ярмыш.
Иван Жданов в «Инстаграме» отметил, что нынешнее дело отличается от предыдущего несмотря на созвучность статей. «Тут есть один нюанс, который, как я вижу, не все понимают. «Экстремистское сообщество», в отличие от «экстремистской организации», — это ответственность за прошлое», — пояснил он.
«Возбуждение уголовного дела за всю нашу прошлую деятельность — полное безумие. Каждый раз не верю, что они что-то такое могут потащить в суд, но они каждый раз умеют удивить полным беззаконием. И понятно, что изменилось: раньше они пытались возбуждать уголовные дела с видимостью, что никакой политики в делах против нас нет, типа «мошенничество», «неисполнение решений суда», «воспрепятствование избирательным правам». Но теперь они возбудили просто откровенно политическое дело», — продолжил он..
Жданов также ответил на вопросы Би-би-си о том, что означает это уголовное дело для самого Навального, для тех, кто уехал, для тех, кто остался и для тех, кто донатил структурам Навального. «Я думаю, что для Навального это очередное дело, которым они ему могут продлить тюремный срок. Для уехавших это значит, что продолжат давить на Google и Apple, чтобы пытаться их сломать инструменты — типа YouTube-каналов. Для оставшихся это значит, что их продолжат запугивать, таскать на допросы. Для жертвовавших я не вижу серьезного риска, я не верю, что будут привлекать к уголовке 50 тысяч человек», — сказал он.
Леонид Волков отказался от комментариев по существу. Вячеслав Гимади также отказался от комментариев.
Руслан Шаведдинов сказал Би-би-си, что продолжит свою деятельность. «Эти выдуманные уголовные дела отлично показывают, что мы все делаем правильно, а эти жулики боятся и пытаются таким образом надавить», — заявил он.
«Никакими экстремистами ни я, ни мои коллеги никогда не являлись. Очевидно, что каток политических репрессий будет нарастать, потому что цель — зачистить все политическое поле до 2024 года, когда Путин пойдет на новый срок», — сказала Би-би-си Любовь Соболь.
«Путин решил, что если он заведет уголовные дела на меня, моих коллег и самого Навального, то это поможет ему «избраться» президентом еще на 12 лет в 2024 году, поможет держать Алексея в тюрьме сколько ему вздумается… Сможет он это все сделать или нет — зависит только от нас. Я сдаваться не собираюсь, работы еще много», — написал у себя в «Инстаграме» Георгий Албуров.
Известно, что Волков и Шаведдинов, а также Соболь, Жданов и Албуров находятся за границей. Волков уже появился в базе розыска российского МВД.
«Сделано в превентивных целях»
Адвокат Иван Павлов, представлявший интересы ФБК в процессе по признанию организации экстремистской, отметил, что новое уголовное дело, о котором стало известно сегодня, это отдельное направление преследования Навального и его соратников.
«Экстремистское сообщество (в его создании обвинили политика и его команду) — это преступная группа. Следствие считает, что Навальный с соратниками ее создал в 2014 году с целью осуществления преступлений экстремистской направленности, — сказал Би-би-си Павлов. — Сделано это в превентивных целях — чтобы те, кто уже уехал из России, не возвращались».
По его словам, если в решении Мосгорсуда от 6 августа экстремистскими были признаны юрлица (ФБК и Фонд защиты прав граждан, признаны также иностранными агентами) и штабы Навального, то теперь принимаются решения по физическим лицам — признавать экстремистами станут соратников политика. Павлов также отметил, что законодательство о противодействии экстремизму в руках власти «превратилось в оружие массового поражения»: «Его легко применять и против студентов, которые что-то там перепортили, не говоря уже о политиках».
Павлов при этом выразил сомнения, в том что новое уголовное дело само по себе создает дополнительную угрозу всем, кто жертвовал на проекты Навального и поддерживал его, но не исключил выборочных атак. Они, правда, по его мнению, были возможны и после признания ФБК и Штабов экстремистскими. «Но массово забивать тюрьмы и суды молодыми людьми, которые поддерживали Навального — политических издержек будет больше, не хватит судов, чтобы это переварить», — считает он.
«Ясно, что дела ФБК и Навального не имеют ничего общего с правом — это политическое решение. То, что мы пытались защищать их интересы в судах — ну так у нас других судов нет. Наши действия позволили открыть глаза людям, мы просто рассказали, что было в закрытом процессе, за то и поплатились», — отметил Павлов. С апреля он сам — фигурант уголовного дела о разглашении данных предварительного расследования по делу другого своего подзащитного — Ивана Сафронова, а в сентябре Павлов уехал из России.
Источник: www.bbc.com
Комментарии закрыты.